Широко развивалось в XV-XVI1 вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколение в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии:• Шалкииз (Шалгез) Тиленшиулы (1465-1562) - выдающейся жырау периода становления Казахского ханства (XVb.). Он происходил из знатного рода (потомков Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе и на Дону. Последние годы жизни провел в Казахском ханстве. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются - два «Обращения к Тимуру».• Доспамбет жырау - является одним из ярких поэтов-жырау XVI в., родился в семье знатного военоначальника в г.Азове. Среди его произведений выделяется - толгау, имеющий в некоторой степени биографический характер.• Жиембет жырау Бортогашулы (XVII в.) -яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима в. Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных столкновениях казахов и ойратов в 1620 г., а также в подавлении мятежа ташкентского правителя Турсына в 1627 г. Из наследия Жиембета сохранились три толгау обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. • Актамберды жырау Сарыулы ( XVII в) -творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Южном Казахстане, участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе. Известны 26 произведений, которые состовляют 3 тематическую группу: отрочество, годы зрелости и славы и пожилой возраст поэта.• Умбетай Тлеуулы (XVIII в.) - воспевал богатырскиие качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай хана. Крупные его произведения - «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богембая», «Жаукашарга», «Обращение Бекболат бию» и др. • Бухар Калкаманулы (1693-1787)-выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествовавшую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар жырау делится на 2 периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы приемущественно философско- назидательного характера.
Объяснение:
Источник:книга
Времена правления императора Юнлэ и Людовика XIV значительно отличаются друг от друга. Но при этом, помимо различий, имеют и определенные сходства.
Объяснение:
Император Юнлэ правил с 1402 по 1424 годы.
Его налоговая политика заключалась в наибольшем внимании к внешней торговле. Он считал её наиболее правильным средством для обогащения бюджета государства. При этом налоговое бремя в отношении своих поданных он не ужесточал, так как это создавало положительные предпосылки для развития общества и экономики.
Людовик 14 правил с 1643 по 1715 годы и в налоговых вопросах наиболее жестко давил на граждан своей страны, которые находились в низших сословиях. Таким образом он добивался наибольшей зависимости дворянства и духовенства от короля.
Император Юнлэ относился к другим религиям терпимо, тогда как Людовик 14 всячески блокировал религиозные свободы граждан и депортировал из страны более двухсот тысяч гугенотов из католической Франции. Это отрицательно сказалось на экономике государства.
Однако в вопросах государственного управления оба они имели сходство в том, что стремились к централизации власти и расширению границ, что делало их наиболее эффективными правителями в истории. Они также вели схожую политику в отношении развития культуры и науки.