Астраханское ханство испытывало внешнюю зависимость из-за того, что после распада Золотой Орды, Крымское ханство и Ногайская Орды получили поле для развития своего международного влияния. Оба эти государства выступали доминирующими силами в Средней Азии. Но помимо них Астраханское ханство получало определенную долю давления от Российского государства. К такой сильной зависимости ее располагало также географическое расположение. И если учитывать, что Астраханское ханство имело посредническую торговлю как основное занятие, зависимость не мудрена.
Во-первых, нужно понимать, что Иван Третий и Василий Третий работали над централизацией государства.
Иван Третий завершил объединение русских территорий. С этим напрямую связано усиление Московского княжества в сочетании с падением монголо-татарского Ига.
Отвечая на первый вопрос, стоит отметить, что на пути к Казахскому ханству стояло Казанское и поэтому любые отношение и влияние с казахами было скорее косвенным, нежели прямым, каким оно было после деятельности как отца, также как сына. Учитывая какой вклад был внесен в работу над Казанью, походы, вклад в развитие ханства, то казахи с каждом новым действием Московского княжества имели все более развитое и сильное государство (Казанское ханство) «под боком» с учётом влияния Москвы.
Для защиты юго-восточных окраин страны от набегов крымских и казанских татар использовался проверенный метод пулеметных гнезд, а также крупно масштабное строительство крепостей в таких городах как Тула, Зарайск и Коломна. Также известно, что для защиты использовались полки, которые были размещены на берегу Оки в летнее и весеннее время, соответственно.
Путь «из варяг в греки» или «Восточный путь» — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию вVIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Нестор в Повести временных лет называет его путём «из варяг в греки»