Славянские земли располагались очень удачно — как раз на удобных торговых путях, связывавших Скандинавию со Средиземноморьем, а Европу — с арабскими странами. Каждый хотя бы раз слышал такие термины, как «путь из варяг в греки» и «великий волжский путь». Под первым понимается маршрут, пролегавший от Византии к Балтике, под вторым — маршрут от Скандинавии к арабским государствам.
Какие выгоды это несло славянам? Первые славянские города возникли как раз вдоль торговых путей — например, среди них Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов. Славяне обеспечивали безопасность купцов на пути следования и брали с них за это дань. Славяне не только обогащались за счет дани с купцов, но и сами вели активную торговлю. Они закупали у византийских, северных и восточных торговцев шелковые ткани, драгоценную утварь, южные фрукты и вина, оружие и хороших скакунов. В свою очередь, заграничные купцы могли приобрести на Руси зерно и меха, а также воск и мед. Наряду с торговлей осуществлялся непрерывный культурный контакт. Благодаря купцам из далеких стран славяне узнавали новые технологии, расширяли свои представления о мире, знакомились с особенностями зарубежного кузнечного, ювелирного, портняжного дела. Разумеется, и для зарубежных стран русские торговые пути имели огромное значение. С IX по XII века они были самыми удобными, короткими и безопасными — Русь объединяла собой Запад и Восток, поддерживала благосостояние и экономику обеих цивилизаций. Вплоть до XII века торговые пути через Русь были основными для развитых стран на обоих концах континента. Ситуация изменилась только в начале 1200-х годов, когда Русь подверглась монгольскому завоеванию и очень надолго «выпала» из активной международной экономики. Приблизительно в этот же период закончила свое существование Византийская империя, а страны Европы получили другие выходы к Скандинавии и арабским странам.
Экономические причины Править
В течение XVIII века Великобритания утвердилась как ведущая держава, как мировой гегемон. Ярким проявлением лидерства Великобритании стала её победа в Семилетней войне 1756—1763 годов. Условия Парижского мирного договора (1763) закрепляли положение Великобритании как главной экономической, морской и колониальной державы. Все французские колонии в Северной Америке были присоединены к Великобритании, и её правительство, более не нуждаясь в поддержке американских колонистов, начало усиленно их эксплуатировать: вводить ограничивающие законы и облагать их всё новыми налогами и пошлинами.
Происходившая в этот период промышленная революция в Великобритании потребовала использования колоний не только как поставщиков сырья, но и как потребителей английских промышленных товаров. Из-за системы меркантилизма импорт из Британской империи все больше превышал экспорт из колоний. Американские колонисты должны были отдавать английской казне налоги, но средства для этого могли добыть, торгуя только с самой Британской империей. Помимо ограничения торговли с другими странами, колониям было запрещено развивать собственно промышленное производство. Политика меркантилизма вела к тому, что колонии имели пассив торгового баланса, который по факту являлся крупным косвенным налогом в пользу правящих классов Великобритании. Экстенсивное развитие плантаций и фермерских хозяйств южных колоний в условиях монокультуры вело к зависимости землевладельцев от английских купцов, к росту их задолженности перед купцами. Британские купцы все чаще сталкивались с сокращением оборотов в торговле с колониями, которые прибегали к нелегальным сделкам с Голландией. Под давлением своей торговой буржуазии, английская корона отменила ряд колониальных ограничений.
Американский историк Г. Аптекер так формулирует общие задачи английской колониальной политики:
монополизация рынка сбыта для изделий английской промышленности, а для этого ограничить местное промышленное производство;
содействие интересам английских торговцев пушниной, спекулянтов землями, рыболовов, лесопромышленников;
развитие судоходства только в пределах английских владений и монополизировать экономические выгоды от торговли;
утверждение английского господства в области торговли колониальными товарами;
установление контроля над кредитом и финансами колоний;
запрет заселения колонистами западных земель;
централизация политического управления колониями, удушить развитие демократических идей и учреждений и ограничить права органов самоуправления, в первую очередь в финансовых и юридических вопросах;
усиление роль военных в жизни колоний;
покрытие расходов по управлению колониями за счёт самих колоний
охрана интересов английских инвесторов в колониях.
Британское правительство рассматривало американские колонии как источник средств для компенсации потерянных доходов. Так, гербовый сбор 1765 года был введён для возмещения того, что корона потеряла, снизив земельный налог в Британии. А в 1773 году правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинной торговли чаем в Америке. Ост-Индская компания в эти годы была на грани банкротства в связи с колоссальным голодом в Индии, унёсшим жизни от четверти до трети индийцев. Для поправки её положения компании были предоставлены эти льготы. Именно чай Ост-Индской компании был потоплен в 1773 году во время Бостонского чаепития.
В 1772—1775 годах, предшествовавших военным действиям, английская экономика переживала спад, который усиливал тяжесть положения колоний.
Сталин очень жестко спрашивал с управленцев. Они получали множество благ: квартиры, служебные машины, дачи, спецпайки, спецобслуживание и т. д. Но и спрос с них был большим, «неприкасаемых» не было. Современный российский исследователь Юрий Мухин в своей популярной книге «Убийцы Сталина. Главная тайна XX века» (2007) предположил, что незадолго до своей смерти советский вождь начал готовить реформу партии, которая должна была отстранить партократию от государственной власти. Коммунистическая партия должна была заниматься воспитанием народа. Это был главный (внутренний) мотив убийства Сталина. Хрущёв и другие высшие партийцы не хотели терять власть, т. к. она им давала невиданные привилегии и материальное благополучие.