Грянула Великая Отечественная война – и в эти первые часы своей небывалой растерянности, которой он не смог скрыть, – только через четыре часа от начала войны посмели дать военным округам команду сопротивляться, да было уже поздно, – Сталин тут же швырнул начальника Генштаба Жукова – в Киев там. А через три дня дёрнул назад, в Москву: надо, оказалось не Юго-Западное направление, а Западное. (Жуков смекнул дать здесь несколько советов, в том числе: формировать дивизии из невооружённых московских жителей – много их тут околачивается, а через военкоматы долго. И Сталин тут же объявил – сбор Народного Ополчения.) От этой замеченной шаткости Сталина Жуков отваживался на веские советы. В конце июля осмелился посоветовать: сдать Киев и уходить за Днепр мощные силы от окружения. Сталин с Мехлисом в два голоса разнесли за капитулянтство. И тут же Сталин снял Жукова с начальника Генштаба и отправил оттеснять немцев под Ельней. (А мог и хуже: в те недели – расстрелял десяток крупнейших замечательных генералов, с успехами и в испанской войне, хотя – Мерецкова вдруг выпустил.)
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Для характеристики старообрядчества как формы социального протеста чрезвычайно показательны мелкие радикальные течения, возникшие на Урале (главным образом в Пермской губернии) в связи с реакцией некоторых слоев рабочих и крестьян на буржуазную реформу 1861 г. Для этих течений – немоляков, неплательщиков, лучинковцев – была характерна пассивная форма политического протеста, форма непротивления злу насилием. Они отвергали царскую администрацию, отказывались платить налоги и подати, отбывать воинскую повинность, но не оказывали никакого сопротивления, когда у них отбирали имущество, подвергали их телесным наказаниям и т. п. Их протест был политическим протестом гораздо более высокого порядка, чем протест староверов-бегунов, но он не выходил за рамки пассивного религиозно-политического протеста.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
1. "Книжная справа", выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг.
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) .
4. Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) .
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.