Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках. Рубеж XV - XVI вв. - перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса. Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания. Самая большая в Европе страна насчитывала к середине XVI в. едва ли больше 9-10 млн. населения, распределенного к тому же неравномерно по территории. Сравнительно густо были заселены центр и Новгородско-Псковская земля, где плотность достигала, по-видимому,5 человек на 1 кв. км. ( Для сравнения: в странах Западной Европы плотность составляла от 10 до 30 жителей на один кв. км.). При этом следует иметь в виду того, что первая поло вина XVI столетия была благоприятной для роста населения России, которое увеличилось приблизительно в полтора раза за этот период; следовательно, в начале века, когда возникло российское государство, оно объединило под своей властью около 6 млн. человек. Это значит, что средняя плотность населения составляла около 2 чел. На 1кв.км. Такая низкая плотность населения, даже если в некоторых районах центра и северо-запада и на протяжении первой половины XVI века повышалась в 2-3 раза, оставалась крайне не достаточной для интенсивного развития хозяйства и решения задач, связанных с обороной страны.
Будем точными - не у восточных славян, а причины и (главное! ) предпосылки возникновения древнерусского государства. К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства. *Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина. *Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова. *Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.) . Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. *Норманнский фактор. Завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция) . В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. У варягов также разложение родоплеменного строя, складывание предпосылок для образования государства. Итак, непосредственная ПРИЧИНА возникновения древнерусского государства - призвание варягов. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Миллер, Байер ХVIII в. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М. В. Ломоносов.
1. Лютер утверждал, что человек лостигает души'' не через церковь а с веры'' которую дарует непосредственно Бог.
2.Томас Мюнцер-глава реформации в Германии. Главной целью считал не реформу церкви, а перестройку жизни по христианским законам.
3.Утрата западной христианской церковью своего единства. На смену ей приходят протестанские идеи.