1) Дворянство: Изначальной обязанностью дворян была военная и государственная служба, но после указа "О вольности дворянской" они были от этой обязанности освобождены и других уже не имели. Дворяне освобождались от податей и налогов, телесных наказаний, имели право на владение землёй с крепостными крестьянами.
2) Духовенство имело право владеть землей и крестьянами как "корпорация" (не один священник владел деревней с крестьянами, а церковь как таковая), имело свое самоуправление, было освобождено от налогов. Обязанностью духовенства было осуществление богослужений и таинств, учет гражданского состояния населения (рождения, брака, смерти) в церковных книгах.
3) Купечество - это было городское население, имеющее право на среднюю и крупную торговлю и предпринимательство, состоящее в так называемых купеческих гильдиях. Купцы были обязаны платить налоги, но в остальном являлись свободным сословием и определенных обязанностей не имели; торговля и предпринимательство были для них частным делом, бизнесом, а не исполнением обязанностей.
4) Мещанство Занимались городскими промыслами и мелкой торговлей, имели свое самоуправление, платили налоги и несли рекрутскую повинность, могли наказываться телесно. Мещанство являлось свободным сословием и, помимо уплаты налогов, определенных обязанностей не имело; мещанин мог заниматься торговлей вразнос, мог быть работником по найму в конторе или сфере услуг, частным ремесленником, и т.д.
5) Государственные крестьяне; государство предоставляло им значительные земельные наделы, за которые они не только платили подати и сборы, но и должны были нести феодальные повинности в виде денежного оброка, а также рекрутскую повинность. Положение государственных крестьян было лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официально считались “свободными сельскими обывателями”;
6) Казачество — привилегированное сельское военное сословие. Казак должен был иметь строевую лошадь, обмундирование и холодное оружие, а в свободное от службы время мог владеть земельным участком и обрабатывать его сам. Таким образом, казаки сочетали в себе черты воинов и крестьян.
7) Помещичьи крепостные крестьяне - были бесправным сословием, над которым их помещик обладал практически полной властью. Они были обязаны обрабатывать как те участки земли, которые помещик выделил им для их нужд, так и земли самого помещика (барщина), или платить ему продуктами или деньгами (оброк). Выбраться из крепостных крестьян было крайне сложно, но один получить свободу у них был, так как крепостные крестьяне тоже несли рекрутскую повинность. Крестьянин, ставший солдатом, освобождался, как и его семья; сам он был обязан служить очень долго или пожизненно, но его жена (именуемая солдаткой) освобождалась от повинностей и получала денежное содержание, а его дети могли переехать в город.
1) Дворянство: Изначальной обязанностью дворян была военная и государственная служба, но после указа "О вольности дворянской" они были от этой обязанности освобождены и других уже не имели. Дворяне освобождались от податей и налогов, телесных наказаний, имели право на владение землёй с крепостными крестьянами.
2) Духовенство имело право владеть землей и крестьянами как "корпорация" (не один священник владел деревней с крестьянами, а церковь как таковая), имело свое самоуправление, было освобождено от налогов. Обязанностью духовенства было осуществление богослужений и таинств, учет гражданского состояния населения (рождения, брака, смерти) в церковных книгах.
3) Купечество - это было городское население, имеющее право на среднюю и крупную торговлю и предпринимательство, состоящее в так называемых купеческих гильдиях. Купцы были обязаны платить налоги, но в остальном являлись свободным сословием и определенных обязанностей не имели; торговля и предпринимательство были для них частным делом, бизнесом, а не исполнением обязанностей.
4) Мещанство Занимались городскими промыслами и мелкой торговлей, имели свое самоуправление, платили налоги и несли рекрутскую повинность, могли наказываться телесно. Мещанство являлось свободным сословием и, помимо уплаты налогов, определенных обязанностей не имело; мещанин мог заниматься торговлей вразнос, мог быть работником по найму в конторе или сфере услуг, частным ремесленником, и т.д.
5) Государственные крестьяне; государство предоставляло им значительные земельные наделы, за которые они не только платили подати и сборы, но и должны были нести феодальные повинности в виде денежного оброка, а также рекрутскую повинность. Положение государственных крестьян было лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официально считались “свободными сельскими обывателями”;
6) Казачество — привилегированное сельское военное сословие. Казак должен был иметь строевую лошадь, обмундирование и холодное оружие, а в свободное от службы время мог владеть земельным участком и обрабатывать его сам. Таким образом, казаки сочетали в себе черты воинов и крестьян.
7) Помещичьи крепостные крестьяне - были бесправным сословием, над которым их помещик обладал практически полной властью. Они были обязаны обрабатывать как те участки земли, которые помещик выделил им для их нужд, так и земли самого помещика (барщина), или платить ему продуктами или деньгами (оброк). Выбраться из крепостных крестьян было крайне сложно, но один получить свободу у них был, так как крепостные крестьяне тоже несли рекрутскую повинность. Крестьянин, ставший солдатом, освобождался, как и его семья; сам он был обязан служить очень долго или пожизненно, но его жена (именуемая солдаткой) освобождалась от повинностей и получала денежное содержание, а его дети могли переехать в город.
Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.
Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и обновления пастбищных территорий.