Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавшегося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представители других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казахами в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.
Стремясь провести реформы, написал огромное количество трудов. Ему принадлежат более 100 научных работ и 1 000 писем, не говоря уже о 4 000 проповедей, произнесенных им в Женеве. В них он не только излагал свои взгляды на то, каким должно быть христианство, но и насаждал образ жизни, которого, по его мнению, должны придерживаться христиане
кальвинизме развилось одно из наиболее противоречивых учений — учение о предопределении.
Определение этого учения вызвало горячие споры. Одни кальвинисты считали, что еще до того, как человек совершит грех, Бог уже решил, принадлежит ли он к числу избранных, которые получат через Христа, или к числу осужденных на проклятие. Таким образом, они верили, что предопределено Богом и что не все люди равны. Другие кальвинисты придерживались мнения, что открыто для всех людей и каждый человек, обладая свободой воли, решает, принять его или нет. Еще долго после смерти Кальвина среди его последователей не стихали споры о таких вопросах, как Божественное предопределение, свобода воли человека и равенство людей перед Богом