Завершение борьбы за независимость Северных Нидерландов. Нидерландская революция
Война продолжалась без решающих успехов в пользу какой-либо из сторон. Новый наместник в Нидерландах герцог Александр Фарнезе, сочетая военные успехи с тонкой политической игрой, сумел добиться раскола в лагере повстанцев. В начале 1579 г. представители южных провинций, где преобладало католическое население, заключили в г. Аррас соглашение с наместником, ставившее целью примирение с «католическим королём, нашим законным повелителем». В ответ на это 23 января 1579 г. на севере была образована Утрехтская уния, к которой присоединились также некоторые города Брабанта и Фландрии. По существу, это был договор о государственном союзе, ставший решающим шагом к достижению независимости. Логическим следствием этого решения стало низложение в 1581 г. Филиппа II. С этого момента Северные Нидерланды стали фактически независимым государством.
Пока на юге продолжалась война, на севере новая власть укрепляла свои позиции. Несмотря на гибель Вильгельма Оранского в 1584 г., новое государство отстояло свою независимость и окрепло изнутри. Оно получило название Соединённые провинции Нидерландов. Военные действия против Соединённых провинций складывались для Испании неблагоприятно, и в 1609 г. она пошла на перемирие сроком на 12 лет, фактически признав их независимость. Важнейшим условием перемирия стало согласие испанцев закрыть устье Шельды для торговли, что подрывало экономику испанской половины Нидерландов и создавало условия для стремительного расцвета голландского г. Амстердама. Мировой торговый и финансовый центр отныне перемещался из испанских владений в Нидерландах на территорию новой независимой республики. Нидерланды получили также право торговать с Ост-Индией, что также их обогащению.
Вид Амстердама. Гравюра XVII в.
В ходе Войны за независимость в Нидерландах произошли глубокие, поистине революционные перемены не только в политическом строе, но и в целом в общественном и экономическом устройстве страны. Поэтому произошедшие здесь события часто характеризуют как революцию, под которой понимается быстрое и глубокое преобразование всех сторон жизни общества. В этом смысле Война за независимость Нидерландов может рассматриваться как первая буржуазная революция в мире. В результате в стране утвердился новый общественный строй, принципиально отличавшийся от того, который существовал здесь в период испанского господства. Строй, при котором господствует капитал, то есть утверждается власть денег, принято называть капитализмом.
Элементы фонетической записи, предшествовавшие алфавиту, появляются в письменностях Междуречья (аккадская силлабическая клинопись) и, в особенности, Египта. Так, в египетской иероглифике уже во времена Среднего Царства получила распространение система одно-, двух- и трёхсогласных фонограмм, причём египетское иероглифическое письмо этого периода являлось сочетанием идеографических и фонетических знаков с преобладанием последних. Уже в этой письменности отмечается чисто фонетическая запись слов, для которых идеографическая форма записи непригодна, — иностранных личных имён и топонимов.
Первые следы использования алфавитных линейных (неклинописных) систем относятся к XIV веку до н. э. — это протохаанейские и протосинайские надписи. Буквы протохаанейского алфавита сохраняют стилизованные пиктографические начертания, однако используются фонетически. Связь пиктографии и фонетики в этом алфавите акрофоническая, т. е. для записи некоего звука используется упрощенное изображение предмета, название которого начинается с этой буквы. Так, буква «б» представляет собой не что иное, как стилизированное изображение дома, beit. При этом этот символ больше никогда уже не обозначает «дом», только «б». И наоборот, для записи «б» используется только он.
Происхождение букв-пиктограмм неясно, считается возможным заимствование египетских односогласных фонограмм, однако со сменой их фонетического значения для адаптации протоханаанейской акрофонии. Дальнейшее упрощение начертания протоханаанейского алфавита и привело к появлению финикийской письменности: простая система, содержавшая всего 22 согласные буквы.
Сходные процессы адаптации происходили и с клинописью в XIII веке до н. э.. При раскопках Угарита (север сирийского побережья Средиземного моря) были обнаружены тысячи глиняных табличек с клинописью. Часть записей была на аккадском и представляла собой дипломатическую переписку, но большая часть табличек содержала тексты мифологического характера, записанные западносемитским письмом, адаптированным к глине и содержащим 30 символов клинописи — т. е. угаритский алфавит является, вероятно, первым неакрофоническим алфавитом.