Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.
Вольтер (1694—1778 гг.) Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека.
Дени Дидро (1713- 1784 гг.) Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Монтескьё
Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.
Русская православная церковь в борьбе с ордынским игом.
Монголо-татарское нашествие было самым тяжким испытанием для Руси. В результате монгольского нашествия и установившегося ордынского ига обезлюдели русские города, утратились многие ремёсла, пришла в упадок культура, замедлилась централизация русских земель. Татары грабили, убивали, уводили в плен многих русских людей. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар.
Церковь не раз обращалось с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом. Поскольку татары с уважением относились к церкви, то некоторые священнослужители часто ездили в Орду с Яркий пример тому – святитель Алексий, который не раз заступался за Русь.
Православная церковь не дала ра Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
Чернигово-северское княжество. чернигов был одним из крупнейших городов. здесь сформировалось мощное боярство, опиравшееся на вотчинное землевладение. здесь был свой епископ, в городе возвышались величественные храмы, появились монастыри. у черниговских князей были сильные, искушенные в боях дружины. торговые связи черниговских купцов простирались по всей руси и за ее пределами. они торговали даже на рынках лондона. в состав черниговского княжества входило немало крупных и известных городов. среди них — новгород-северский (т. е. новый город, основанный в земле северян) , путивль, любеч, рыльск, курск, стародуб, тмутаракань. позднее стали известны города брянск, козельск, мосальск, воротынск, мценск. в состав черниговского княжества первоначально входили муром и рязань, но уже с конца xi в. они обособились, а затем стали центрами самостоятельных княжеств. в 40 — 50-е гг. xii в. северская земля во главе с новгородом также частично обособилась от чернигова. особые отношения сложились у черниговского княжества с половцами. олег святославович, ставший родоначальником династии черниговских князей, дружил с половцами, и они нередко ему в борьбе с владимиром мономахом. летописцы xii в. не раз ставили в вину олегу связь с половцами, хотя дружеские и даже союзные отношения с ними (как и войны) были характерны для политики многих князей. дело было не только в личных симпатиях олега и его потомков. черниговское княжество издавна включало в свой состав земли вплоть до таманского полуострова, которые затем стали местом половецких кочевий. степь, половцы были традиционными соседями черниговских князей, и те традиционно не столько воевали, сколько дружили со своими соседями. после смерти олега, а затем и его братьев власть в чернигове перешла в руки всеволода ольговича, другие сыновья олега «сидели» в иных городах черниговского княжества. тогда-то в се-верской земле утвердился святослав ольгович, отец князя игоря, героя «слова о полку игореве» . в течение всей второй половины xii в. черниговские князья активно боролись с потомками мономаха за киевский престол. в 80-е гг. xii в. сын всеволода святослав занял киевский престол, сохранив за собой титул великого князя черниговского. именно к этому времени относится поход северского князя игоря на половцев в 1185 г.
Вольтер (1694—1778 гг.) Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека.
Дени Дидро (1713- 1784 гг.) Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Монтескьё
Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.