ответ:
первые сведения об археологических памятниках казахстана принадлежат средневековым ученым, , , путешественникам. в своих трудах они упоминали увиденные ими лично или известные им по рассказам необыкновенные предметы, изображения, существовавших задолго до современных им событий. важную роль в научном изучении прошлого казахстана сыграли указы петра і, предписывающие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения сибири и прилегающих к россии территорий казахстана. в результате этих действий в 1701 г. появилась «чертежная книга сибири», написанная сыном тобольского боярина с. ремезовым. в ней наряду с данными сведения об археологических памятниках казахских степей. следующие по времени интересные сведения по археологии зафиксированы в отчетах первой академической экспедиции 1733 г. в сибирь, возглавляемой академиком г.ф. миллером. в составе экспедиции работали известные ученые л.делаклоер, и.фишер, геодезисты а.красильников, а.иванов, м.ушаков. археологическое изучение казахстана в 1768-1774 гг. продолжила вторая академическая экспедиция, организованная с целью изучения , и этнографии народов поволжья, урала, сибири и казахстана. в экспедиции участвовали ученые того времени: п.с.паллас, и.п.фальк, и.г.георги, п.и. рычков, х.. в первой половине xіx и. в россии усилился интерес к природным богатствам центрального и восточного казахстана. геологи, горные инженеры, следуя маршруту, обращали внимание и на древности, описывали их, делали зарисовки и таким образом увеличивали запас сведений о памятниках этих районов. к середине xіx в., таким образом, был собран значительный материал, в основном по центральному, северному и восточному казахстану. для этого времени можно констатировать факт первичного накопления сведений, зачастую случайных, полученных не в результате целенаправленных исследований, а большей частью попутно. некоторые исследователи раскапывали курганы, отсутствовавшая тогда методика раскопок и главное уровень документации, сводили основную раскопок к поискам вещей. однако, налицо факты регистрации памятников, их картирования, фиксации, и в этом - ценность их работы. многое из того, что было сделано тогда, не утратило своей значимости и сегодня. этот этап в развитии археологии казахстана можно охарактеризовать как начальный. co второй половины xіx в. древности казахской степи привлекают внимание археологической комиссии музея, московского археологического общества и других центральных научных учреждений россии. в связи с образованием туркестанского генерал-губернаторства в составе сырдаринской (туркестанской) и семиреченской областей резко усиливается интерес к новому краю, в том числе к его прошлому. важные заметки об археологических памятниках семиречья оставил ч. ч. валиханов, описавший городище талгар, чингильдинские развалины.
объяснение:
В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.
С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.
Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.
Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Объяснение: