Старой аристократией назывались потомки феодальной знати, семей, которые достигли богатства в Средние Века, получив феоды от правивших тогда королей. Старая аристократия презирала торговцев и коммерсантов и видела единственный смысл жизни в служении государству.
Новой аристократией назывались потомки людей, выслуживших дворянские титулы уже в эпоху абсолютизма, обычно военных, промышленников или чиновников. Новая аристократия благосклонно смотрела на коммерцию и предпринимательство и в целом разделяла идеалы и ценности Нового времени.
Новой буржуазией назывались люди (промышленники, коммерсанты, банкиры), разбогатевшие собственными усилиями, или их дети. Дворянских титулов они не имели, все их богатство происходило от предпринимательской деятельности.
Средний класс - это были разного рода мелкие негоцианты, лавочники и прочие городские обыватели, мелкая буржуазия.
Рабочий класс - это были наемные работники, трудившиеся на предприятиях буржуазии, пролетарии. Они были бедны, работали в плохих условиях, в те времена не существовало охраны труда и социальной сферы.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)
В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, высокой по сравнению с рабовладением.
В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть добуржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий и выделял следующие черты европейского феодализма[1]: зависимость крестьян; наличие института феода, то есть вознаграждение за службу землей; вассальные отношения в воинском сословии и превосходство сословия воинов-рыцарей; отсутствие централизованной власти; одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений.
Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим
Итак, «Илиада» - это не миф. А «Одиссея»? Как быть с этой второй поэмой, продолжающей «Илиаду»? В литературном отношении «Одиссея» Гомера - приключенческое произведение, содержащее элементы фантастики, но сказка ли это или и она также описывает какие-то реальные события? Если так, то, судя по всему, в «Одиссее» нашло отражение какое-то подлинное морское предприятие хитроумного басилея (монархического правителя) островка Итаки, пустившегося в дальний путь сразу же после окончания Троянской войны. Но коли так, то возникают как минимум три вопроса. Куда плыл Одиссей? В каких странах ему довелось побывать? С какой целью он вообще отправился в дальнее плавание, несмотря на то, что уже длительное время отсутствовал в своей родной Итаке?