В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали с них кожу. Побежденных царей других стран впрягали вместо животных в колесницу ассирийского владыки. В губы и ноздри им вставляли кольца и водили на веревке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот. Об ужасе, внушаемом ассирийскими войсками, говорят библейские пророки. О жестокостях, чинимых в завоеванных странах, рассказывают ассирийские летописи и рельефы. В покоренных землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе. В государство текут неиссякаемые потоки дани, пленников, иноземных мастеров. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Вот потому в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов» и «городом крови».
Если судить по тому, что найдено в египетских гробницах, самыми популярными золотыми украшениями были серьги, которые носили и мужчины, и женщины. Ноги и руки украшались браслетами с гравированными или инкрустированными узорами. В широкие нашейные золотые украшения вставлялись драгоценные камни.
В эпоху бронзы в центральной части Европы изготавливались очень необычные, с современной точки зрения, золотые изделия. Примером могут служить шляпы из благородного металла, одна из которых была найдена в 1835 году в Шифферштадте в Германии. Она изготовлена около 1400 года до н.е. и представляет собой шляпу с полями и высокой конусообразной тульей. По всей поверхности шляпы выбит орнамент. Считают, что такое весомое, во всех смыслах слова, золотое украшение использовалось жрецами во время проведения языческих обрядов.
В Греции V-IV веков до н.э. для рисунков на золотых украшениях использовали, главным образом, растительные мотивы или изображения животных. Вставки из драгоценных камней в золотых изделиях впервые появились у римлян. Большим успехом пользовались, как у женщин, так и мужчин, пряжки из золота для застегивания плащей и кольца. Правда во времена Римской Республики такие кольца разрешалось носить только государственным чиновникам и сенаторам.
ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙВ средневековой Европе ювелирные изделия из золота стали исключительной прерогативой власть имущих. Благородный металл был непосредственно связан с королевской честью и символами власти. Золотые короны, например, символизировали мудрость и светлость монарха.
Бурное развитие ювелирной промышленности началось в XVI-XVII веках. В этот период появились первые каталоги бижутерии – книжки с изображениями самых модных образцов. Благодаря им во всей Европе производились ювелирные изделия в одинаковом стиле. Они служили для украшения и свидетельствовали о богатстве и высоком положении своих владельцев. Уже в 30-х годах XIX века появились изделия, предназначенные исключительно для проявления сентиментальных чувств. Большим успехом пользовались золотые медальоны и перстни с гравировкой, которые дарили на память или, как символ дружбы и любви.В наше время мир золотых украшений невероятно разнообразен. Изделия из благородного металла уже не только определяют состоятельность и социальный статус того, кто их носит, но выражают индивидуальный стиль владельца и служат изысканным дополнением к одежде.