Главной причиной Столетней войны (1337–1453) стало политическое соперничество между французской королевской династией Капетингов-Валуа и английскими Плантагенетами. Первые стремились к объединению Франции и полному подчинению своей власти всех вассалов, в ряду которых английские короли, владевшие еще областью Гиень (Аквитания), занимали первенствующее, место и нередко затмевали своих сюзеренов. Вассальные отношения Плантагенетов к Капетингам были лишь номинальными, но английские короли тяготились даже этим. Они стремились не только возвратить свои прежние владения во Франции, но и отнять у Капетингов французскую корону.
В 1328 г. умер французский монарх Карл IV Красивый, и с ним пресеклась старшая линия дома Капетингов. На основании салического закона, французский престол занял двоюродный брат умершего короля, Филипп VІ Валуа. Но английский король Эдуард III, сын Изабеллы, сестры Карла IV, считая себя ближайшим родственником последнего, предъявил притязания на французскую корону. Это и привело к началу в 1337, в Пикардии, первых боевых схваток Столетней войны. В 1338 г. Эдуард III добился от императора титула имперского наместника к западу от Рейна, а в 1340, заключив союз против Филиппа VI с фламандцами и некоторыми германскими князьями, принял титул короля французского. В 1339 г. Эдуард безуспешно осаждал Камбре, в 1340 – Турне. В июне 1340 французский флот потерпел решительное поражение в кровавой битве при Слюйсе, а в сентябре состоялось первое перемирие Столетней войны, которое было прервано английским королём в 1345г.
Русская правда отражала распад родоплеменного общества и формирование имущественного расслоения среди восточных славян. В Русской Правде отменялись характерные для родоплеменного общества наказания, такие, как кровная месть, и вводилась система денежных штрафов за самые различные преступления, включая убийство. Многие преступления были впервые юридически кодифицированы, то есть, им было дано определение как преступлениям: это прежде всего преступления, связанные с порчей или кражей имущества и покушения на личную безопасность. Эта система утверждала личную, а не родовую ответственность каждого человека за совершенные им преступления, и в то же время неравноправию между богатыми (которые легко могли заплатить любые штрафы) и бедными.