Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. отличия -догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма) ; -учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма) ; широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма) ; -почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых (в отличие от протестантизма) ; -утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; -централизованность церковной организации, в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра; безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности) ; -нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака. -Особенности латинского обряда добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников. обязательный целибат священства; -крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду; -совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство) ; -употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного; -подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы; -крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных) , при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами.
После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства, христианство сделал господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин)[1]. В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых[2][3], но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых РКЦ, он почитается в настоящее время как святой в лике равноапостольных, память 21 мая или 3 июня[4] в храмах, использующих восточный обряд[5].
Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов. Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола. Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа. История раскола берёт своё начало с 1666 года, ведь в те времена массовые волнения были вызваны нестабильностью, запретом на использование старообрядческой литературой и пр. Все эти события и стали причинами церковного раскола. Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви. Человек, который повлиял на церковный раскол – Никон. Это патриарх, который вступил на свой пост в 1652 году и немного позднее начал реформу, повлекшую раскол 17 века. Негодования масс в связи с ней и вызвали столь бурную реакцию и впоследствии православный раскол. Первыми противниками раскола Никона стали его бывшие друзья, которые ранее были его единомышленниками и участвовали в «кружке ревнителей благочестия». Однако во взаимоотношениях произошёл раскол: Никон стал на путь реформы взглядов народа всей державы. На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола. Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем. У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы: 1. Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века. 2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные. 3. У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола. Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация. История раскола имела серьёзные последствия для людей.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. отличия
-догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма) ;
-учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма) ;
широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма) ;
-почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых (в отличие от протестантизма) ;
-утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
-централизованность церковной организации, в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности) ;
-нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
-Особенности латинского обряда
добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников.
обязательный целибат священства;
-крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
-совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство) ;
-употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
-подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
-крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных) , при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами.