азербайджанский ковёр — термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров. среди азербайджанских ковров выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские[2] и тебризские[3][4]. большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «ираника» и «британника», как правило, относят ковры, вытканные в иранском азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев в армении, грузии и дагестане соотносят ккавказским[5][6][7]. согласно классификации, принятой в основном в азербайджане и ранее в , — один из видов восточного ковра[8][9][10][11][12][13][14].
энциклопедия «ираника» отмечает, что в xix веке на кавказе ковроделие было распространено в основном в восточном закавказье, родине тюркского населения, известного ныне как азербайджанцы. ковроделие других народов имело меньшую значимость[15]. как писал джон ф. пайл, кавказские ковроделы в целом следовали персидской практике, однако «в основном использовали более выразительные и крупные элементы орнамента»[16]. п. р. дж. форд в своём исследовании и традиционных орнаментов восточных ковров отмечал, что, «хотя ковры сейчас производят в дагестане,грузии и армении, но настоящей родиной российских кавказских ковров остаётся азербайджан, и навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему кавказу»[17]. исследователь м. д. исаев также отмечал, что в конце xix — начале xx веков ковроткачество в основном было в азербайджане[18]. американский рональд сюни отмечает, что ковроделие одно из древних ремесел в азербайджане, достигшее расцвета в средние века, чему азербайджанские ковры стали широко известны в странах азии и европы[19]. по мнению советского ученого-этнографа с. а. токарева азербайджанские ковры во многом напоминают армянские, а от персидских отличаются сильной стилизацией изображений и отсутствием округлых линий орнамента[20].
ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства азербайджана[12][19][21][22][23][24].
азербайджанка ткет ковёр. начало xx века.здание азербайджанского музея ковра в баку в виде сложенного ковра.старинные азербайджанские ковры хранятся в белом доме, государственном департаменте сша и во многих музеях мира, включая азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в баку, музей метрополитен в нью-йорке, музей изящных искусств в бостоне, музей искусств в филадельфии, лувр в париже, музей виктории и альберта в лондоне, эрмитаж,ватикан и т. д.[25]
в 2006 году при поддержке московского бюро юнеско вышел диск под названием «азербайджанские ковры» с 215 изображениями, 15 видеоклипами и несколькими статьями по искусству азербайджанских ковров. диск включает разделы по , технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира[26]. в ноябре 2010 года «традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в азербайджане» внесено в репрезентативный список юнеско по нематериальному культурному наследию человечества[27].
Для исследователей-индологов воссоздание политической истории древней Индии, особенно указанного периода, представляет собой трудную и пока еще неразрешимую задачу. Основным историческим источником, повествующим о ходе событий в той или иной мере, являются сборники древнейших мифов и исторических преданий - Пураны.
В них содержится много данных о племенах, народностях, династиях, исторических событиях. Однако в индийских сочинениях вследствие неопределенности и запутанности хронологии не представляется возможным в полной мере проследить ход исторических событий, связанных с распространением и развитием рабовладельческих отношений. Бытует мнение, что рабовладельческие отношения в древней Индии сложились в одних случаях в процессе общественного развития независимо от внешнего влияния, в других случаях под влиянием и воздействием уже сложившихся рабовладельческих государств.
Несомненно, исторические предания заслуживают особого внимания. Согласно пуранам и эпосу, правители древнеиндийских государств в долине Ганга относились к двум основным династиям: Солнечной и Лунной. К Лунной династии принадлежали правители, утвердившие свое господство в верховьях долины Ганга. Начиналась Лунная династия от Пурураваса, внука Сомы - бога Луны. Самой известной ветвью этой династии были Пауравы, род Пуры, который царствовал в пятом поколении после Пуруравасы. К предкам Лунной династии относился и легендарный царь Бхарата и его потомки. Предания повествуют о том, что именно ему удалось подчинить себе несколько племен и установить свое господство на значительной территории. С его именем в истории древней Индии связано много фактов. Это в первую очередь название ее северной части - 'Бхаратаварша' (страна бхаратов, т. е. потомков Бхараты) .
Территория расселения бхаратов воспринималась как священное место, таковой ее воспринимают ортодоксальные индуисты и сейчас. Предания старины нашли свое отражение в современном официальном названии Индийской республики на языке хинди - Бхарат.
Солнечная династия берет свое начало от Икшваку, внука Солнца (Вивасвата) . Самой известной ветвью Солнечной династии называют династию Вагху по имени 57-го преемника Икшваку. Его правнуком считается главный герой эпической поэмы 'Рамаяна' - Рама, сын Дашаратхи.
К VI в. до н. э. центр политической жизни древней Индии смещается в среднюю часть долины Ганга. Здесь стали складываться более крупные и сильные государственные образования. Среди них государство Кошала со столицей Варанаси, государство Видеха со столицей Митхила, государство Магадха со столицей Раджагриха и др. В результате ожесточенных войн между этими государствами возвысилось государство Магадхи, правители которого из династии Маурьев в IV в. до н. э. стали во главе первой в истории Индии рабовладельческой державы общеиндийского масштаба.