Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.
В 1796 году власть перешла к 42-летнему Павлу I, ждавшему своего звездного часа 34 года. Он страстно желал сразу все переделать, изменить, выкорчевать ненавистный ему дух матушки Екатерины Великой. Царь считал, что дворяне разнежились, распустились, разучились служить. Он объявил войну своему дворянству: одних лишал прав, отбирал земли, ссылал, других возвращал приближал, награждал. Никто не мог знать, что с ним будет завтра, как обернется судьба. Наступило угрюмое, суровое время. Все должно было подчиняться царским повелениям. Даже императрица Мария Федоровна без разрешения Павла не могла пригласить к себе своих детей и невесток. В 1785 году Екатерина II даровала дворянам Жалованную грамоту. Благородное дворянство получило свободу от обязательной службы, право служить, уходить в отставку, освобождение от уплаты податей и несения повинностей. Устанавливалась личная неприкосновенность, запрещались телесные наказания дворян. Вводились дворянские собрания, органы самоуправления, через которые можно было представлять свои жалобы и нужды вплоть до императора. Только государь мог лишить дворян их звания. Павел I, вступив на престол, подверг этот документ пересмотру. Жалованная грамота, как говорили, превратилась в «Безжалостную», а дворянство перестало быть благородным. Все обязаны были служить, всячески ограничивался переход с военной на гражданскую службу. Уход со службы лишал полагавшихся льгот, грозил репрессивными мерами, запрещал возврат на службу. Дворян обложили сбором на содержание администраций в губерниях и судебных органов. Если раньше было около ста выборных губернских должностных лиц из предводителей дворянства, капитан-исправников и несколько тысяч дворянских депутатов, то теперь дворянские собрания ограничивались. Император выражал недовольство длительными «ярмарками невест» — продолжительными съездами дворян. Губернские собрания упразднялись, уездные значительно ограничивались. Число дворян-избирателей уменьшилось примерно в пять раз. Павел сократил дворянские депутации, нарушена была личная неприкосновенность дворян. Так, царевич Константин за ошибку в строе приказал дать 50 палочных ударов унтер-офицеру из дворян. Особо зверствовал любимец царя генерал Аракчеев, избивая не только солдат и юнкеров, но и офицеров. Подполковник Лен, служивший раньше в войсках Суворова, отмеченный за храбрость, не вынес грубости Аракчеева и застрелился. Рассказывали, что однажды император, увидев денщика, который нес шубу и шпагу офицера, в запальчивости перевел офицера в солдаты, а рядового — в офицеры. Но вскоре, успокоившись, царь простил разжалованного офицера. Дворянство, привыкшее при Екатерине II к вольностям, не было уверено в своем положении. Царь приказал явиться на смотр всех записанных в полки дворян и не явившихся «младенцев» изгнал из армии. Павел требовал, чтобы старики-генералы, считавшиеся на службе, постоянно присутствовали на построениях. Известно, что Александр I, придя к власти, дал амнистию 12 тысячам репрессированным. При Павле I произошло столкновение царя со своим дворянством. Н. М. Карамзин отмечал, что Павел лишил награду прелести, а наказание — стыда.