Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» ДекартаСобственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9ЛитератураВысокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот. Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. Средневековое искусство до сих пор является предметом исследования историков.
Исторические событияВысокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.
На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах западной Европы.
СлавянеВысокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.
Развитие христианской культурыВысокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной.
ее активно поддерживал фаворит Петра 1 А.Меньшиков - очень богатый и влиятельный человек, который пользовался уважением. Когда собрались главные группировки(те, кто претендовал на престол), обсуждать будущего правителя, Александр выдвинул Екатерину(наверно сыграла личная симпатия, да и она без него решения бы не осмелилась принимать(оно ей и не надо)). Меньшиков выдвинул ультиматум - или выбирают Екатерину, или он воспользуется своей властью в армии(он ведь генералиссимусом был...) и, в знак доказательства, попросил предводителей группировок выглянуть в окно - там они увидели "армию", готовую в любой момент начать действовать. На самом же деле, Меньшиков действительно позвал армию в Петербург, но она не успела дойти, по этому он пошел на хитрость(у него богатые земли с огромным кол-вом крепостных душ) - вот он и сказал крестьянам взять факелы и выйти к окнам, где проходило собрание. Все поверили в его уловку и согласились с кандидатурой Екатерины.
Если обобщить - Меньшиков шантажировал кандидатов и их доверенные лица:)