с древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, необычное, в перерывах между охотой и выживанием, рисуя узоры на стенах пещеры. с развитием человечества стало развиваться и искусство. одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура [1]. сейчас мы рассмотрим, каким образом развивалась скульптура с древнего мира и до наших времён, какие уникальные скульптурные памятники и великие ваятели были характерны для каждого времени. в древнем мире было множество статуй и различных идолов. в палеолитических стоянках, странах (франции и австрии), найдены скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода (палеолитические венеры). так же было множество неолитических скульптурных памятников. для античности (древняя греция) главной формой греческого искусства была статуя. они находились в храмах, на открытом воздухе, на берегу моря на площадях. статуи принимали участие в празднованиях, в спортивных состязаниях, шествиях. идеализация является отличительной чертой греческого искусства. для греков тело и дух человека находились в гармонии и представляли собой единое целое. развитое тело, развитое мышление, активная гражданская позиция - составляющие идеального человеческого облика. в статуях греки постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесий человеческого тела. в древнем риме для скульптуры была характерна индивидуализация, которая постепенно вытеснила идеализацию. совершенные формы греческого изобразительного искусства сменились реализмом натуры. здесь скульптура использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. характерными атрибуты для неё были – поза, идеализированный торс, венок. главная особенность средневековой скульптуры, в том, что она стала частью архитектуры. здесь скульптура имела полную свободу. всё задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции проявили себя во многих скульптурных образах. в эпоху возрождения одним из талантливых скульпторов был микеланджело [2]. он говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы, на ней не останется никаких повреждений. эта мысль является символом главной особенности эпохи возрождения – компактность композиции. статуи обратились к античным традициям, и имели с ними много общего, воспевали гимн человеческому разуму и духу. отличительной особенностью скульптуры барокко являются - контрастная проработка объёма с обилием глубоких впадин и подчёркнутых выпуклостей. лучшим ваятелем данной эпохи был лоренцо бернини. в эпоху классицизма скульптура возвращается в строго очерченные пространственные и канонические рамки. становятся отполированные поверхности пластических форм и самодостаточность, предельная предметность образов. известным скульптором был антонио канова. главным скульптором 19 в. является огюст роден. он совершил революцию в академической скульптуре, несглаженной лепкой формы и световоздушными эффектами фактуры. скульпторы в это время стали активно использовать пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объёма были достаточно размыты. медардо россо говорил: «объёмы пропитаны атмосферным светом и не существуют, как объёмы или массы» [7]. в 20 в. произошло внедрение пространства в скульптуру. подтверждение тому высказывания известных скульпторов и конструктивистов: джакометти: «они либо дематериализуются под давлением пространства, либо делают его частью себя». архипенко: «традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, т. е пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом». г.мур : « блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трёхмерной» [6]. н. габо: « я строю её образ (скульптуры) из ничего. образ рождается изнутри и пространство, также является, важной его частью… произведение не говорит о чём-то; оно существует, само по себе… я говорю о своём произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. однако она делает это через меня». таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура. вся культура и искусство 20 в. разнопланова и многозначна, необычна, интересна, значима. множество различных методов и направлений было разработано в этом веке. новизна являлась движущей силой искусства 20 в. но не стоит воспринимать это слишком однозначно – многие « новые»
идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох.
Первые учебные заведения, гимназии, появились в нашей стране еще в царское время, именно тогда и была введена первая школьная форма. Первое положение о форме гражданских мундиров для учеников-мальчиков было утверждено еще в начале 19 века. Учитывая тот факт, что к образованию мальчики были допущены раньше, чем девочки, то и положение о форме гимназисток было издано позже, в конце 19 века. Материал, из которого состояла форма, мог варьироваться, однако, это всегда была гимнастерка синего, серого или черного цвета. Надзиратели в мужских гимназиях очень строго следили за правильностью ношения костюма. Интересен тот факт, что во время нахождения вне гимназии, ученик должен был прятать бляху ремня и все опознавательные знаки своего учебного заведения. Это негласное правило учеников, совершивших проступок, от гнева однокашников и позорного выговора в гимназии. Немного иначе обстояли дела в женских учебных заведениях, обычно гимназистки носили коричневые платья с высоким воротником и фартук, ежедневно черный, по праздникам — белый. При условии, что в городе могло находиться несколько женских гимназий, цвета формы могли отличаться.
До 1917 года форма была сословным признаком, т. к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с юбками до колен.
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница» , «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи»
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.