В 16 веке в России общественная мысль впервые появляется как феномен. В ней 2 направления: почитание старины или осуждение русских порядков+почитание запада. Реакцию против влияния запада полнее всего выражает церковный раскол, когда намек на «латинство» воспринят как нарушение обычаев.
Князь Ив. Андр[21]. Хворостинин. Первый европеист России. Во время Смуты сошелся с поляками, изучил латынь и польский. Почитал католичество наравне с православием, за что при Шуйском был сослан в монастырь, по возвращении стал резко отриц. относиться к православию, «пить и богохульствовать», в итоге оказался в общественной изоляции. В своих записках осуждал русских за бездумное поклонение иконам, невежестве и лживости, Мих. Фед. назвал «деспотом русским», был вновь сослан. Умер в 1625.
Григорий Котошихин. Подьячий Посольского приказа, в 1664 бежал в Польшу, опасаясь кары от Юр. Долгорукого за неисп. приказа, осел в Швеции, где под покр. Магнуса Делагарди написал труд о Московии: осуждает невежество русских, склонность ко лжи, грубость семейных отношений, брачного сговора. Спустя полтора года в Швеции казнен за бытовое убийство.
Юрий Крижанич. Серб[22], католик, учился в Италии. Хорошо образован, в 1659 самовольно уехал в Москву, где работал над единым славянским языком при царе. Предтеча панславизма, центром объединения всех славян считал Москву, которой пророчил мессианское будущее. Через год сослан в Тобольск, а в 1677 покинул страну. В Тобольске написал «Политичные думы, или разговоры по владетельству», где сравнивает русские и европейские порядки. Идеи[23]: 1. необходимость просвещения Московии 2. необходимость самодержавия. 3. политическая свобода 4. ремесленное образование. Осуждает невежество, лень и самомнение русских, как причину их бедности. Осуждает нравственные недостатки, неопрятность, неумеренность во власти. При осуждении нравов, Россию считает «второй родиной», которая должна просветиться, сбросить засилье чужеземцев и стать сильной европейской державой во главе славянского мира.
Фед. Мих. Ртищев 1625-1673 Близок к Ал. Мих. Отмечается его крайнее смиреннодушие[24]. Активно занимался благотворительностью, растрачивая свое состояние. Негативно относился к крепостному праву. В дальнейшем его идеи легли в основу системы церковных богаделен. Выступал за церк. реформу, но пытался помешать расколу. Сторонник западного влияния, образован. Противник местничества.
Афан. Лавр. Ордин-Нащокин. 1606-80 Псковский дворянин, проявил себя при Хлебном бунте 1650. Глава посольского приказа, отличный дипломат, закл. Валиесарск. и Андрус. перемирия. Фактически канцлер при царе. Проповедовал приоритет гос. дел перед личными. Швецию считал главным врагом России, выступал за союз с Польшей, выступал за колонизацию Сибири. Критик русского быта и поклонник Запада, но считал, что заимствовать надо не без разбору, а только доброе. Идея необходимости промышленного и торгового развития, условием для которого считал ослабление госконтроля. Выступал за городское выборное самоуправление, создание регулярной армии по образцу западной, рекрутчину. В 1671 не подчинился указу царя о нарушении Андрус. перемирия, отставлен. В 1672 принял постриг.
Вас. Вас. Голицын. 1643-1714 Фаворит Софьи, европеист, знаток латыни и польского. В быту жил по-западному. После О-Н глава Посольского приказа. Председатель комиссии по введению евр. строя в армии и отмене местничества. Сторонник образования дворянства. Идея освобождения крестьян от крепостного права с землей, освобожденных следовало обложить тяглом для выплаты жалованья дворянам.
Сприходом к власти л. и. брежнева руководство государства перешло к более жесткому консервативному курсу. на многочисленных партийных съездах, пленумах цк. кпсс принимались резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни, ограничении влияния бюрократического аппарата, укреплении роли советов, но на практике осуществить эти мероприятия так и не удалось.ядром политической системы оставалась коммунистическая партия советского союза. положение о ее руководящей роли было внесено в текст новой конституции. основная функция республиканских и местных органов сводилась к реализации разработанной в москве политики, однако они могли вносить некоторые коррективы с учетом национальной и региональной специфики.коммунистической партии подчинялись и под ее руководством работали все органы государственной власти и (верховный совет и местные советы бсср, совет министров бсср, министерства и государственные комитеты, областные, городские, районные, сельские и поселковые исполнительные комитеты советов, органы суда и прокуратуры и а также общественные организации (профсоюзы, комсомол, научные, культурно-просветительские, оборонные, спортивные и другие организации). определенную роль в общественно-политической жизни играли профсоюзы. однако их деятельность была заорганизованной и чересчур централизованной, оставляла все меньше места для личной инициативы. такой же противоречивой была и деятельность комсомольских организаций. с одной стороны, комсомол проводил большую политико-воспитательную работу среди молодежи, с другой — в его деятельности было много формализма. количество членов коммунистической партии стремительно росло. вступление в ее ряды было способом повышения социального статуса личности, считалось необходимым условием для карьерного роста. вместе с тем рядовые коммунисты были фактически отстранены от реального участия в определении политики партии.всплеск общественной активности был связан с обсуждением и принятием конституции 1977 г. в ее преамбуле отмечалось, что в построен развитой социализм и общенародное государство. главная ценность конституции — ориентация на защиту социальных прав людей. конституция бсср 1978 г. полностью соответствовала положениям общесоюзной конституции. в тексте конституции сказано о возникновении новой общности — советского народа. главным содержанием политики по национальному вопросу являлось обеспечение расцвета наций, всестороннего развития национальной , социальной и духовной сфер каждой нации, повышение благосостояния людей с тем, чтобы развивался объективный процесс сближения наций и культур, а в далекой перспективе произошло их полное слияние.
После успешного похода монголо-татарского хана батыя на киевскую русь её княжества оказались в вассальной зависимости от захватчиков. никакого единства княжеств не появилось после этого, феодальная раздробленность так и продолжала усугублять тяжёлое положение древней руси. в связи с этим земли современных украины и белоруссии отошли к литве и польше. позднее последние образовали единое королевство – речь посполитую. главенство в которой со временем захватили поляки. православным христианам, пришлось жить на своей родной земле под католическим игом. они стали людьми «второго сорта», поляки относились к ним, как к быдлу. населению здесь приходилось тяжко, им было практически невозможно добиться чего-то стоящего. только переход в католичество мог им что-то дать. справедливости надо сказать, что немногие из них на это решались. , украинцы и белорусы часто подвергались насмешкам и издевательствам со стороны польских шляхтичей. к примеру десятилетний сын будущего украинского гетмана богдана хмельницкого был насмерть высечен старостой чаплицким, не любившим богдана. обращаться в суд было бесполезно, там сидели такие же католики как и чаплицкий, король владислав тоже ничем не смог. богдан хмельницкий отправился в запорожье, на восток речи посполитой. там было сформировано отдельное и совершенно независимое от польской короны запорожское казачество. в запорожье стекались со всей украины энергичные, недовольные и обиженные польским владычеством люди. прибыл сюда и богдан хмельницкий в середине 17 века. он сразу проявил себя лидером, способным повести за собой запорожское казачество, дабы освободить украину от польского ига. он заявил запорожцам: «хватит нам терпеть этих поляков, дайте соберем раду и будем защищать церковь православную и землю ! »
В 16 веке в России общественная мысль впервые появляется как феномен. В ней 2 направления: почитание старины или осуждение русских порядков+почитание запада. Реакцию против влияния запада полнее всего выражает церковный раскол, когда намек на «латинство» воспринят как нарушение обычаев.
Князь Ив. Андр[21]. Хворостинин. Первый европеист России. Во время Смуты сошелся с поляками, изучил латынь и польский. Почитал католичество наравне с православием, за что при Шуйском был сослан в монастырь, по возвращении стал резко отриц. относиться к православию, «пить и богохульствовать», в итоге оказался в общественной изоляции. В своих записках осуждал русских за бездумное поклонение иконам, невежестве и лживости, Мих. Фед. назвал «деспотом русским», был вновь сослан. Умер в 1625.
Григорий Котошихин. Подьячий Посольского приказа, в 1664 бежал в Польшу, опасаясь кары от Юр. Долгорукого за неисп. приказа, осел в Швеции, где под покр. Магнуса Делагарди написал труд о Московии: осуждает невежество русских, склонность ко лжи, грубость семейных отношений, брачного сговора. Спустя полтора года в Швеции казнен за бытовое убийство.
Юрий Крижанич. Серб[22], католик, учился в Италии. Хорошо образован, в 1659 самовольно уехал в Москву, где работал над единым славянским языком при царе. Предтеча панславизма, центром объединения всех славян считал Москву, которой пророчил мессианское будущее. Через год сослан в Тобольск, а в 1677 покинул страну. В Тобольске написал «Политичные думы, или разговоры по владетельству», где сравнивает русские и европейские порядки. Идеи[23]: 1. необходимость просвещения Московии 2. необходимость самодержавия. 3. политическая свобода 4. ремесленное образование. Осуждает невежество, лень и самомнение русских, как причину их бедности. Осуждает нравственные недостатки, неопрятность, неумеренность во власти. При осуждении нравов, Россию считает «второй родиной», которая должна просветиться, сбросить засилье чужеземцев и стать сильной европейской державой во главе славянского мира.
Фед. Мих. Ртищев 1625-1673 Близок к Ал. Мих. Отмечается его крайнее смиреннодушие[24]. Активно занимался благотворительностью, растрачивая свое состояние. Негативно относился к крепостному праву. В дальнейшем его идеи легли в основу системы церковных богаделен. Выступал за церк. реформу, но пытался помешать расколу. Сторонник западного влияния, образован. Противник местничества.
Афан. Лавр. Ордин-Нащокин. 1606-80 Псковский дворянин, проявил себя при Хлебном бунте 1650. Глава посольского приказа, отличный дипломат, закл. Валиесарск. и Андрус. перемирия. Фактически канцлер при царе. Проповедовал приоритет гос. дел перед личными. Швецию считал главным врагом России, выступал за союз с Польшей, выступал за колонизацию Сибири. Критик русского быта и поклонник Запада, но считал, что заимствовать надо не без разбору, а только доброе. Идея необходимости промышленного и торгового развития, условием для которого считал ослабление госконтроля. Выступал за городское выборное самоуправление, создание регулярной армии по образцу западной, рекрутчину. В 1671 не подчинился указу царя о нарушении Андрус. перемирия, отставлен. В 1672 принял постриг.
Вас. Вас. Голицын. 1643-1714 Фаворит Софьи, европеист, знаток латыни и польского. В быту жил по-западному. После О-Н глава Посольского приказа. Председатель комиссии по введению евр. строя в армии и отмене местничества. Сторонник образования дворянства. Идея освобождения крестьян от крепостного права с землей, освобожденных следовало обложить тяглом для выплаты жалованья дворянам.