Крымская война открыла новый этап во внешней политике Российской империи. Она существенно изменила международную обстановку, фактически уничтожив Венскую систему. Распался австро-русско-прусский союз , в течение сорока лет служивший опорой европейской системы международных отношений. Австрия, сближаясь с Англией, перешла в противоположный лагерь. В итоге сложилась так называемая «Крымская система», основой которой был англо-французский блок, направленный против России. Российское же правительство утратило ведущую роль в международных делах Европы. Главной задачей российской дипломатии 50-х — начала 70-х гг. XIX в. была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира. Россия не могла мириться с положением второстепенной европейской державы, к тому же с незащищенными черноморскими границами. Экономические и политические интересы государства требовали отмены нейтрализации Черного моря.
Новое мышление Горбачева было одной из мер, введенных в перестройку, и касалось оно внешней политики. Оно предполагало отказ от рассмотрения мира через призму Холодной войны, как мир двух соперничающих лагерей, стремление к единству мира, к объединению противоположностей и совмещению крайних сил через дипломатию, договоры и баланс интересов. Такая политика действительно была востребована в уставшей от Холодной войны стране, которой приходилось большую часть доходов отдавать на "оборонку", чтобы обезопасить себя от врагов. Горбачев же попробовал снять это противоречие и примирить вражду.
К его несчастью, Запад не желал видеть СССР своим партнером или союзником, не желал совмещаться, он желал СССР уничтожить. Поэтому, совместными усилиями Запада и разложившихся элементов внутри СССР стала вестись борьба за демонтаж сначала ОВД и СЭВ, а затем и СССР как такового.