Различное: 1. Религия. Если в античной религии преобладали олимпийские мифологические Боги, то западноевропейская, древнерусская и культура средневекового Востока имели свое основание в "мировых" религиях католицизма, православия, иудаизма, ислама и т.д. 2. Общие достижения. Культура античности полна разного рода открытий, новшеств и цивилизационного прорыва, тогда как культуры средневековья в целом содержат в себе упадок мысли и искусства, олицетворенных в церковных гонениях на всякую либеральную мысль и культурное движение. Античная культура в целом научна, рационалистична, средневековая же иррациональна, схоластична. 3. Античная культура пантеистична, в ней прослеживается неразрывная связь человека с природой и с действительным миром, полным, как в античной мифологии, разного рода противоречий и вдохновения. Культура средневековья это отход от "мирской" жизни в область духа и поиска душевного очищения через связь с божественным.
Схожее: 1. Древнерусская культура позаимствовала идею религиозного единства у восточной. Именно поэтому на Руси приняли христианство. 2. Западноевропейская культура осуществилась путем слияния двух культур - античного полиса и восточной деспотии. Несмотря на то, что государства Запада стали клерикальными, они сохранили традиции демократии и эллинистических государств. 3. Общими оказались и культурные элементы, которые возникли в античности и которыми позже пользовались все последующие культуры, находящиеся с ней в контакте. Помимо письменности, такими элементами стали достижения в ремесленном производстве, возникновение товаро-денежных отношений, такие направления в науке и литературе, как астрономия, химия, математика, философия.
Многовековая борьба с маврами развитию среди народа Испании религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
В ХV веке Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде (душа новой инквизиции в Испании, доминиканец) удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8.800 человек было сожжено на костре; 90.000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6.500 человек от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием собиравшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиепископ толедский и духовник Изабеллы (королевы Касилии) , закончили дело религиозного объединения Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете.