Если размышлять логически, то можно сделать некоторые выводы. Ведь ранее в живописи интерес у художников вызывали сильные личности (боги, цари) и они не разменивались на простых людей. Потом ситуация изменилась, и художники стали изображать и обычных людей, как правило, за работой. Яркими произведениями являются такие работы Тропинина как: «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист». Были и другие художники, которые в своих работах отражали жизнь и быт обычного человека.
Я думаю, что именно это, совершенно новое направление в живописи вызывало большой интерес в среде интеллигенции и не только.
Реализм сменяет такое направление как романтизм, и получает широкое распространение. Представители этого направления старались правдиво отражать окружающую действительность. Одним из течений этого стиля стал критичные реализм, который выявлял неблагополучные стороны жизни, и своим содержанием как-бы требовал перемен.
В литературе работы Жуковского наметили переход к реализму. Образцами этого направления стали работы позднего Пушкина, такие как: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Медный всадник». А также роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В музыке Глинка сумел утвердить реалистические традиции. Именно он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Ярким примером является его опера «Жизнь за царя».
В живописи основоположником критического реализма стал П.А. Федотов, в своих картинах он выражал крупные социальные проблемы. Такими стали его работы «Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.
неблагоприятные изменения в общих социальных условиях крестьянского быта, брожение умов, вызванное Реформацией.