Заселение Пруссии. Звездное время Тевтонского ордена приходится на XIV в., на период с 1300 по 1382 г. Территории, завоеванные крестоносцами, надо было обжить и обустроить. Началось активное заселение прусской земли. Сюда ехали и шли переселенцы из всех уголков Священной Римской империи — мужчины и женщины, старые и малые, горожане и крестьяне, обстоятельные хозяева, жаждущие обзавестись богатством, и просто любители перемены мест, искавшие приключений.
Первоначально формировалось городское население. Под защитой замков образовывались первые поселения, на их месте создавались города. Среди горожан можно было найти представителей Голландии, Дании, Польши, но большинство составляли немцы. По своему общественному положению это были дворяне, ремесленники, купцы и прочий городской люд.
Крестьяне стали прибывать, в основном после 1280 г., по мере закрепления ордена в Пруссии. Часть земель сохранилась за пруссами, принявшими христианство. Выселять новоявленных христиан власти не хотели, боясь нового восстания, поэтому ко-
62
лонистам пришлось осваивать свободные территории. Так, в южной части прусской земли — Натангии — крестьяне-иноземцы появились только в конце XIV — начале XV в. На территории нынешних Багратионовского и Правдинского районов были основаны города Кройцбург (1315), Цин - тен (1317), Прейсиш-Эйлау (1336).
К началу XV в. граница территории, заселенной немцами, проходила от Куршского залива к Лабиау, севернее Велау шла на Норкиттен, далее на Гердауэн, Норденбург и на запад. К этому времени в долине реки Прегель возникли поселения Инстербург, Георген-бург, Заалау. Было закончено и заселение долины реки Алле. Так произошло заселение центральной и северной частей территории нынешней Калининградской области.
В конце XIV в. приток колонистов снизился, но полностью не прекратился. К этому времени население государства могло составлять до полумиллиона человек, из них немцев — 200 тыс., пруссов и поляков — примерно по 140 тыс. человек. Еще через сто лет основным населением страны окончательно стали немцы.
В это же время появилось новое название жителей орденского государства. Коренное население страны по-прежнему называлось пруссами, тех же, кто заселял ее позднее (орденские братья, прусские купцы, горожане, крестьяне), за ее пределами стали называть «пруссаки». Внутри страны это название прижилось в XV в. и обозначало все население, включая аборигенов.
Спустя два столетия в начале III в. н. э. по указу императора Каракаллы все свободные подданные империи получили права римского гражданства, то есть из перегринов стали римлянами. Таким образом, римлянин это понятие не этническое, а юридическое.
Вместе с тем даже после распространения римского гражданства на всю территорию империи античные писатели нередко называют римлянами жителей самого Рима и Италии, чей родной язык был латинским. Даже получив римское гражданство, греки долгое время считали себя не римлянами, а эллинами, и только в эпоху Поздней империи жители восточных грекоязычных областей империи начинают осознавать себя римлянами (по-гречески ромеями) .
Официальным государственным языком империи был латинский. В первые века нашей эры он широко распространяется за пределами Италии в западных провинциях не только как язык администрации и армии, но и как разговорный язык образованных представителей местных городских элит, а в некоторых прибрежных областях также и значительной части рядового населения.
Ко времени падения Западной Римской империи на всей ее территории латынь в значительной мере вытеснила местные разговорные языки. Большинство жителей римского Запада считали ее родным языком, а себя самих римлянами. Собственно римская аристократия, а также значительная часть аристократии западных провинций была двуязычной, свободно объясняясь и на латинском, и на греческом языках. Многие римские аристократы владели греческим языком едва ли не лучше, чем родным латинским и имели обыкновение называть их двумя своими родными языками. Император Тиберий, выступая в сенате, всегда говорил по-латыни, но, уходя, бормотал сквозь зубы ругательства по адресу омерзительно угодливых сенаторов на своем любимом греческом.
В восточных грекоязычных провинциях Римской империи латинский язык не получил сколько-нибудь значительного распространения. Он был языком римской армии и римского права. Греческий же был не только самым распространенным разговорным языком, но и вторым государственным, которым римские администраторы на Востоке пользовались значительно чаще, чем первым.
Греческий язык имел на римском Востоке такое же привилегированное положение, как латинский на Западе. В городах, а во многих районах и в деревнях он вытеснял местные разговорные языки. В Малой Азии сельское население говорило на греческом, в Сирии и Палестине на греческом и арамейском (или на греческом и арабском) , в Египте на греческом и египетском.
Греческие аристократы и писатели были уверены в своем культурном превосходстве над всеми остальными народами. Лишь для римлян некоторые из них делали исключение, называя их младшими братьями греков, а латынь испорченным вариантом греческого языка. Кое-кто из греческих философов считал, что даже боги говорят между собой по-гречески. Ни латинского, ни каких-либо других иностранных языков образованные греки, как правило, не знали и не испытывали из-за этого никаких трудностей, куда бы их ни забросила судьба. С людьми своего круга они могли объясниться по-гречески в любом крупном городе Римской державы.
Ситуация кардинально меняется в эпоху Поздней империи. На римском Западе зона распространения греческого языка резко сужается. Кроме жителей старинных греческих колоний, по-гречески теперь могут объясняться только люди, принадлежащие к узкому слою высшей римской знати. Некоторые римские писатели начинают утверждать в это время, что латинский язык во всех отношениях богаче и выше греческого. Отдельные писатели греческого происхождения даже стали писать свои сочинения по-латыни.