ЖОРЕС, ЖАН (Jaures Jean) (1859-1914) — деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, историк. Родился 3 сентября 1859 в Кастре (департамент Тарн, Лангедок) в семье небогатого коммерсанта. С 1877 учился в Париже: в 1878 поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881) получил степень кандидата философии. В 1881-1883 преподавал философию в лицее г. Альби; в 1883-1885 работал профессором в Тулузском университете.Исповедовал твердые республиканские взгляды. Вовлекся в политику. В 1885 был избран в Национальное собрание в качестве независимого депутата. Зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 сотрудничал в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889, вернулся в Тулузский университет; в 1892 получил степень доктора философии. Продолжал политическую деятельность: в 1890 избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования; благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет.
Идеалом Ж. Жореса была «социальная республика» — республика организованного и суверенного труда. Считал необходимым национализацию крупных предприятий и кооперирование мелких собственников. Мечтал о соединении социалистических и общедемократических ценностей. Являлся сторонников идеи всеобщей стачки как средства давления на правительство для проведения реформ. Ставил целью завоевание социалистами политической власти мирным путем (победа на выборах).
Под его руководством социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914, получив 1385 тыс. голосов и выиграв 102 депутатских мандата. В Париже Жану Жоресу был воздвигнут памятник.В 1924 его прах был перенесен в Пантеон.
Лично я мне Жан Жорес понравился тем что он за свою жизнь развил в себе много умений и Он был философ, историк, социалистом. Идеалом Жореса была «социальная республика». Подобная модель государства обеспечивала жителям Франции труд и хороший заработок. То есть, основу для хорошей жизни. Чтобы построить такое государство, необходимо было национализировать крупные предприятия.
Принимая экономическую теорию К. Маркса и его концепцию классовой борьбы, Жорес отрицал необходимость установления диктатуры пролетариата, считал, что упрочение позиций рабочего класса приведёт к превращению республиканской демократии в социалистическую. Активно участвовал в кампании за пересмотр Дрейфуса дела, в 1899 году одобрил вхождение социалиста А. Мильерана в буржуазное правительство П.М.Р. Вальдека-Руссо. Выступал в поддержку Революции 1905-1907 годов в России, резко критиковал политику колониализма, добивался принятия рабочего законодательства и секуляризации школьного обучения, обличал милитаризм и политику правительств европейских держав, направленную на развязывание мировой войны, призывал правительства Франции и Германии к мирному разрешению спорных вопросов и поиску компромисса. Убит националистом Р. Вилленом. В 1924 году прах Жореса был перенесён в Пантеон. Его именем названы улицы и площади во многих городах Франции, станции метро в Париже, Тулузе и Лилле, а также политический фонд Французской социалистической партии.
Жорес - организатор и редактор многотомного коллективного труда «Социалистическая история (1789-1900)». Первые 4 тома этого труда, посвящённые Французской революции XVIII века, были написаны им самим с привлечением широкого круга новых материалов. Жорес первым обратил внимание на вопросы экономической и социальной истории Французской революции XVIII века, чем оказал значительное влияние на её последующее изучение
Крупным феодалам (графам и герцогам) подчинялись менее крупные — бароны и виконты, которые также являлись полновластными государями в своих владениях, хотя и считалось, что они «держат» их на правах феода от более крупных сеньоров, которые «держат» земли от самого короля. Баронам подчинялись многочисленные мелкие феодалы — рыцари, на которых кончалась феодальная лестница и которые «держали» свои феоды от баронов.Таким образом, собственность феодала на землю была ограничена правом, которое имел на ту же землю её верховный собственник, передававший данное земельное владение более мелкому феодалу в виде феода.
Графы и герцоги считались вассалами короля и одновременно сеньорами баронов и виконтов. Бароны и виконты считались вассалами графов и герцогов и одновременно сеньорами рыцарей. Рыцари были вассалами баронов и виконтов. И вся эта феодальная лестница, или пирамида, всей своей тяжестью лежала на плечах крестьян, трудом которых жил класс феодалов-эксплуататоров в целом.
Обязанности вассала, получавшего от сеньора феод, были очень многообразны. Вассал был обязан: отвечать за сеньора материально, т. е. давать деньги для его выкупа, если сеньор попадал в плен; идти на войну по требованию сеньора; участвовать в его суде; оказывать материальную при посвящении старшего сына сеньора в рыцари, при выдаче старшей дочери сеньора замуж и т. д. Понятно, что, принуждая вассала исполнять эти обязанности, сеньоры должны были часто прибегать к военным действиям. Страдали от феодальных войн, конечно, в первую очередь крестьяне, потому что именно их деревни сжигались и посевы вытаптывались, в то время как феодалы отсиживались в своих укреплённых замках.
Между феодалами происходили постоянные войны, вызывавшиеся прежде всего стремлением феодалов к расширению своих владений и к увеличению получаемой ими феодальной ренты.Королевская власть в это время была очень слаба. До 987 г. королевский престол во Франции продолжал находиться в руках Каролингской династии, хотя последние Каролинги не пользовались в стране никаким влиянием. В 987 г. династия Каролингов во Франции прекратилась и корона попала в руки графа Гуго Капета, избранного на престол французскими феодалами, которые нуждались в королевской власти как в верховной выразительнице их классовых интересов по отношению к закрепощённому и эксплуатируемому крестьянству. Король выступал в качестве некоего объединительного центра и во время столкновений феодалов друг с другом, а также во время борьбы с внешними врагами.
Средства, необходимые французским королям, они получали преимущественно из собственных поместий. На первых порах Капетингам приходилось заниматься мелкими накоплениями и небольшими земельными приобретениями за счёт ближайших соседей и даже грабежом. Известны факты, когда один из первых Капетингов нанялся за деньги на военную службу к нормандскому барону, а в другой раз ограбил итальянских купцов, проезжавших через его владения. Таково было положение короля в его собственном домене.
Совершенно ясно, что вне королевского домена власть первых Капетингов являлась и вовсе призрачной. К началу XII столетия Франция была единым королевством только по названию.