в 920 году ябгу племени ягма становится сатук. в 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское абд ал-карим. согласно оттоманскому мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. позже, в 940 году он получает фетву на умертвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. после его умерщвления сатук воцаряется в кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «хан».
при сыне и преемнике сатука (абд ал-карима) богра-хана (920 — 955) («богра» — верблюд — тотем племени ягма) мусе ибн абд ал-кариме богра-хане (956—958) в ханстве началась «исламизация». из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения.
во время правления брата мусы сулеймане ибн абд ал-кариме (958—970), который принял титул арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. согласно арабским ибн мискавейху и ибн ал-асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — а. б.) приняли ислам». предположительно, под словом «тюрки» подразумевались караханиды[11
Значение Нового времени в мировой истории
Новое время стало эпохой глубоких перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с древним миром или средневековьем период, но получила в европейской истории исключительное значение. Великие географические открытия, открытия Коперника и Галилея перевернули старинные представления о Земле, как о центре мироздания, расширили представления человека о мире, показали его безграничность, многообразие, сложность, раскрыв новые горизонты.
В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы современных знаний как в сфере естественных и точных, так и в области гуманитарной мысли. Критерием истины стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Результатом деятельности гуманистов стала система университетского и академического образования. Имена Ф. Бэкона и Р. Декарта открыли философию Нового времени. Длительный период развития Ренессанса, завершившийся уже в Новое время, привел к кардинальному перевороту всей системы европейской культуры, мышления, понимания человеком своего места в природе и истории. Движение Реформации отвергло власть папства над религиозным сознанием, раскололо Западную Европу на католическую и протестантскую части.
Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных государств вокруг единого центра, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис абсолютистских монархий; на втором этапе Нового времени — становление парламентской демократии в наиболее развитых странах. В Новое время сложилась общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений. В социально-экономической сфере важнейшими процессами были генезис и развитие капиталистических отношений, переход в индустриальное общество в результате промышленного переворота.
Новое время в исторической науке
Одной из особенностей Нового времени как отрасли исторической науки является большое и с ходом времени возрастающее количество письменных и печатных источников. Сплошное изучение этих источников становится затруднительным ввиду громадности их числа и объема, поэтому историк нового времени вынужден отбирать важные материалы, прибегать к их выборочному изучению и статистической обработке. Если историк античности и медиевист зачастую не располагают нужными источниками из-за того, что они не дошли до нашего времени или вообще отсутствовали, то специалисту по Новому времени приходится преодолевать трудности, возникающие от обилия подлежащих изучению материалов. В Новое время, особенно с 19 века, возрастает значение таких источников, как статистические сведения, газеты и журналы, протоколы парламентских учреждений, партийные документы.
Выбор главных объектов и метода исследования Нового времени в разные периоды менялся. Для дворянской и церковной историографии времен абсолютизма главным предметом изучения были деятельность монархов, полководцев, события церковной жизни. Гуманисты 15-16 веков, а затем просветители 18 века обращали внимание на историю науки, нравов, культуры. Сочинения Ф. Вольтера, А. Тюрго, Ж. Кондорсе дали начало трудам по истории цивилизации и «умственного развития» Европы, были направлены против клерикальной трактовки истории. В 19 веке это направление развивалось под влиянием позитивизма О. Конта и Г. Спенсера. В трудах ряда ученых разрабатывалась выдвинутая Ш. Монтескьё идея о влиянии географической среды на общественную жизнь.
Либеральная историография 19-20 веков изучала борьбу третьего сословия против феодального дворянства, историю политических партий, либеральных общественных движений. Ряд историков этого направления в 1820-х годах во Франции выдвинул идею классовой борьбы, исследовал борьбу буржуазии с дворянством (О. Тьерри). В 19 веке был выдвинут культ героев, противопоставляемых безликой бессмысленной «толпе».
В 20 и 21 веках большое число работ было написано по истории войн и образования национальных государств. В Европе националистические тенденции ярко проявились в прусской юнкерской и позднее в нацистской историографии. На историческую литературу оказывали заметное влияние доктрины и концепции — пангерманизм, панамериканизм, идея «атлантической общности». История колониальной политики обычно рассматривалась с позиции европоцентризма. В то же время в японской историографии наметилась тенденция поставить Японию и ее колониальную экспансию в центр мировой истории, что явилось вариантом азиацентризма. Соперничество мировых держав содействовало тому, что историки нередко разоблачали захватнические мотивы колониальной экспансии стран-соперниц. Например, американские авторы часто вскрывают агрессивные цели колониальной политики Великобритании и Франции, но затушевывают колониализм в политике США, и наоборот.
Налицо нарастающее несогласие с гегемонистской политикой США со стороны крупных и влиятельных держав – России, Китая, Индии, многих мусульманских и других развивающихся стран. Появились симптомы стремления недовольных к широкому партнерству для сдерживания США. Их можно заприметить даже в Китае, вот уже 20 лет неуклонно проводящем политику невступления в альянсы и гибкого балансирования между великими державами . Существенными препятствиями гегемонии США также являются терроризм, антиамериканизм и грандиозные затраты на создание мировой империи. Средств на экспорт демократии и военную гегемонию в глобальном масштабе становиться меньше. Также развитию многополюсности служит осознание США, что многие из проблем нашего взаимозависимого мира можно урегулировать только при условии тесного и равноправного партнерства с другими членами мирового сообщества.
Таким образом, происходит продвижение к многополярности, что означает снижение удельного веса США в мировой экономике и мировой политике, постепенное растворение однополюсного мира в иной структуре международных отношений. Зависимость мира от США съеживается. Хотя мы продолжаем, зависит от США, но также Америка зависит от нас вследствие глобализации. Можно утверждать, что на протяжении столетия трансформация глобальной структуры международных отношений совершила полный цикл. От многополярности, которая сложилась до конца XIX столетия, она через двухполярность, которая сулила закончиться однополярностью и в начале XXI столетия вернулась к многополярности.