1. Александр Невский прославился двумя битвами: Невской и на Чудском озере. В тексте документа читаем: " пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля." Битва на Чудском озере состоялась без участия кораблей. Вывод - в документе идет речь о Невской битве.
2. В сражении участвовали княжеские дружинники, ладожские и новгородские воины, местные крестьяне, горожане, ремесленники. К русским войскам примкнули ижорцы, когда шведы стали взводить крепость на их законных землях.
3. Личные полководческие качества князя Александра, мужество и военная смекалка непосредственно его и его дружины. Знание территории и тактики сражений правильно выбрать место боя, организовать засадный полк, оптимально выстроить дружины. Просчёты противника, его оторванность от тыла, также сыграли на руку русским воинам.
Объяснение:
Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.
Чтобы быть недосягаемым, чистым и непорочным, он построил себе дом мудрости в пучине океанских вод. Поэтому он особенно и покровительствовал мореходам, а те дарили ему за это подарки. Так, во время одного из переходов по морю ассирийский царь преподнес Эа рыбку из золота и золотой кораблик.
Великие боги. Вслед за ними шли великие божества Шамаш, Син, Иштар. Шамашу, сыну Энлиля, поклонялись как богу солнца. Его особенно любили жители Двуречья, верили, что и сами боги его любят не меньше. Ведь он рассеивает мрак, приносит свет и радость. Его боятся воры, ночные грабители, колдуны. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути. Шамаш считался верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество. Бог Шамаш изображался с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним – супруга на колеснице, запряженной могучими конями. Син был богом луны, его армией считались звезды. Син изображался с двумя рогами, и носил имя «Могучий бык».
Иштар называли госпожой, царицей. В разных городах Месопотамии она считалась покровительницей разных явлений и видов деятельности человека. В городе Урук она считалась богиней неба, звезд, природы, войны. Как богиню звезд ее изображали с восьмиконечной звездой или в сопровождении планеты Венеры. Отсюда, кстати, она считалась еще и богиней любви. Как богиню войны ее изображали со стрелами и луком; как богиню охоты – стоящей на мчащемся леопарде с колчаном, полным стрел; как богиню любви – без одежды и с ребенком в руках.
Позже к ним добавился Мардук – главный бог Древнего Вавилона. Он считался сыном Эа. Всего в Двуречье почиталось около двух-трех тысяч богов, около пятидесяти из них имели свои храмы и культы. У каждого города был свой главный бог. В известном нам Уруке – это Ану. Был обожествлен и легендарный царь Урука Гильгамеш, который считался сыном Ану.
В 1920-30-х гг. в истории Казахстана произошел процесс массового форсированного оседания казахов-кочевников, слома их историко-цивилизационной формации. Номадический производства складывался в ареале Великой Степи на протяжении нескольких тысячелетий, корни этого процесса уходят в эпоху бронзы.
Общеизвестно, что ряд философов, культурологов и геополитиков выделяют среду обитания этноса как базовое понятие, формирующее экономико-технологическую основу этноса, которая в дальнейшем определяет его политико-экономическое, социальное и культурное развитие. Так, например, понятия «месторазвитие этноса» Л.Н. Гумилева (1), или «географический индивидуум или ландшафт» П.Н. Савицкого рассматривают этнос как единство территории и социально-политической среды» (2).
Единство двух факторов: объективного (природно-географического, технологического начал) и субъективного (общественные формы сознания - культура, государство, религия) обобщаются в понятии «психосоциокультурная матрица» (3). Именно она формирует образ жизни, базовые миро-ориентации и ценности этноса и составляющих его индивидов.
Жизнь сообщества кочевников всецело зависела от природы (экосистемы), ее изменений и законов. В социальном же плане условием выживания и развития номадов было их объединение на основе естественного родоплеменного принципа. В итоге все хозяйство и социальная родоплеменная структура кочевников определялись и регулировались, в конечном счете, экосистемой и традиционными естественно-историческими факторами родства. Таким образом, сама психосоциокультурная матрица номадов формировалась природой, экосистемой, окружающей средой и, в конечном итоге, космосом, ходом Солнца, Луны, Юпитера, Венеры.
Иное дело оседлая, земледельческая и тем более промышленная цивилизации, относительно самостоятельные от естественных (природных) факторов. Здесь в основе структуры общества лежит классовое промышленное разделение общественного труда и технологические факторы преобразования природы, извлечения и распределения материальных ценностей через государство и капиталиста (хозяина фабрики или завода). Поэтому, если в период колонизации начался процесс ломки традиционного хозяйства и мироуклада казахов, то форсированное насильственное оседание казахов в 192030-е гг. привело к окончательному краху всего образа жизни, культуры и мировоззрения казахов, живших как часть космической экосистемы. Теперь они должны стать частью искусственной городской технократической структуры.