Общественное движение при Александре II, действительно, возросло на фоне ослабления цензуры и репрессий. Общественное движение было довольно пестрым, в нем были и дворяне, и разночинная интеллигенция.
Возникло либеральное движение, возглавляемое Унковским, Чичериным, Кавелиным. Их главными тезисами были введение гражданских и политических свобод, улучшение жизни крестьян, отмена сословных преград, конституция.
В период с 1880 по 1881 годы ослабилась цензура и государство наладило контакт с либералами (правда, после смерти Александра 2 Ларис-Меликов подал в отставку, чтобы лишить их поддержки).
Возникло также и революционно-демократическое движение, которое вынашивало идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Данное движение сначала оформилось вокруг журнала «Современник» Чернышевского. Также популярностью пользовался «Колокол» и «Полярная звезда». А такая организация как «Земля и воля», а также кружок Ищутина пропагандировали свои идеи, вызывая крестьянскую революцию.
В это же время возникло народничество в лице Лаврова, Бакунина, Ткачева, которые выступали за переход к социализму через общину без капитализма. И с 1874 года началось «хождение в народ» агитаторов. Но это также не увенчалось успехом.
Кроме того, существовало консервативное общественное движение, организованное Катковым, Победоносцевым. Их идеей было доказательство пагубности либеральных реформ для России. Они считали, что реформы стимулируют революционное движение.
Значительную часть башкирских песен составляют исторические песни – это своеобразная опоэтизированная летопись народа.
*
Опыт отношения башкир к природе как к высшей ценности, отраженный в эпосе «Урал-батыр» и многочисленных народных песнях, сказаниях и сказках, обладает колоссальным воспитательным потенциалом, который должен использоваться в процессе организации экологического образования в школе.
В изучение духовной культуры башкирского народа большой вклад внес выдающийся русский ученый С. Г. Рыбаков.
С. Г. Рыбаков собрал более 200 башкирских песен с мелодиями, легенды, сказки, баиты, мунажаты, а также образцы поверий, суеверий, пословиц, поговорок. Красоту и богатую фантазию народных песен С. Рыбаков рассматривает прежде всего как творческое следствие влияния чудесной природы Урала, а на башкир он смотрел как на «детей природы».
«Прекрасна природа Уральских гор, среди которых живут башкиры, - пишет С. Рыбаков в работе о курае. – Бесчисленные гряды гор, долины, лощины, ущелья бесконечной чередой сменяют друг друга и почти на каждом шагу дарят путника роскошными видами, один другого лучше». [17]. Живя среди такой сказочной природы, башкир находит богатую пищу для фантазии и поэтической мечтательности и создает свои замечательные песни, сочиняет пленительную музыку, овеянную легендарным и благоухающую ароматом величественных гор, бескрайних степей и непроходимых лесов.
Слова С. Рыбакова о том, что «по поводу почти каждой инструментальной мелодии или песни» башкирские музыканты и певцы «сообщали какое-нибудь сказание или легенду, так что у них можно было бы найти большой цикл всевозможных сказаний и мифов», как бы подтверждают правоту М. Л. Михайлова, отметившего, что «башкирскими преданиями… полна Оренбургская губерния», что нет такой реки, нет такой горы, про которую не существовало бы легенды и песни».
Прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р. Г. Игнатьев около ста лет тому назад писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса – поет про лес, мимо горы – про гору, мимо реки – про реку и т. д. [15, с. 244]