ревожно начиналась вторая половина ХХ века. В мире бушевала «холодная война». Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стояли по разные стороны баррикад, конфронтация между ними нарастала. Гонка вооружений, развернувшаяся между блоком НАТО во главе с США, с одной стороны, и СССР с его союзниками – с другой, набирала силу. Вспыхивали и гасли конфликты разной степени напряжённости, возникали горячие точки, где сталкивались интересы сторон. Одной из таких точек в начале 50-х годов стал Корейский полуостров.
Корее, аннексированной Японией после Русско-Японской войны, была обещана союзниками независимость на Каирской конференции (1 декабря 1943 г.). Решение было закреплено в Постдамском заявлении (26 июня 1945 г.). Когда Япония капитулировала во второй мировой войне, союзниками была достигнута договорённость (15 августа 1945 г.) об установлении разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу – США. Следуя условиям капитуляции, СССР считало 38-ю параллель политической границей: вдоль неё опускался «железный занавес».
В соответствии с решениями Московского совещания министров иностранных дел, в задачи созданной совместной советско-американской комиссии входило оказание содействия образованию Временного корейского демократического правительства и разработка соответствующих мероприятий. С этой целью Комиссия при подготовке своих предложений должна была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Советская сторона в Комиссии опиралась прежде всего на левые демократические партии и организации, которые выражали волю народа. США сделали ставку главным образом на правые силы и общественные партии и организации, ориентировавшиеся на капиталистическую Америку и сотрудничавшие с ней в Южной Корее. Позиция, занятая США по вопросу о консультациях, снова показала их нежелание прислушаться к голосу корейского народа, прямое противодействие созданию независимой демократической Кореи. Американское правительство преднамеренно старалось исключить участие в консультациях представителей демократических партий, профсоюзных, крестьянских, женских, молодежных и других организаций Юга. Оно настаивало на привлечение к консультациям тех партий и групп, которые выступали против Московских решений в декабре 1945 года.
Советский Союз, напротив, вёл в Комиссии линию на широкое привлечение к консультациям как можно большего числа корейских демократических партий и общественных организаций, то есть тех, кто выражал подлинные интересы народа. В итоге деятельности Соединённых Штатов Комиссия до мая 1946 г. не смогла прийти к каким-либо решениям, и её работа была прервана.
Особенно тяжелы были первые послевоенные годы. Ведь на территории, подвергшейся оккупации гитлеровцев, до войны вырабатывалась треть промышленной и половина сельскохозяйственной продукции страны. В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено примерно на 10 лет назад. Фашистский генерал Штюльпнагель, чья армия была разбита советскими войсками на берегах Днепра в 1943 году, оправдываясь, сообщал Гитлеру: «Промежуток на 25 лет-это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами». По мере освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков, сразу же начиналось восстановление разрушенного войной хозяйства. Оно протекало в весьма сложных условиях. Остро ощущалась нехватка рабочей силы, не доставало строительных материалов и оборудования. Все тяготы по разбору разрушенных зданий, цехов, фабрик и заводов, по возделыванию полей легли на плечи женщин, подростков, стариков, ведь мужчины еще сражались за полное освобождение Родины. Отработав смену, или после уроков женщины отправлялись разбирать завалы от взорвавшихся снарядов. Вручную разбирали кирпичи, уцелевшие складывали отдельно. Трудились до позднего вечера и вместо выходных дней; в любое время года: в жару и голод; главное, чтобы быстрее восстановить мирную жизнь. В колхозах не хватало техники и мужской силы, чаще всего в плуги впрягали или уцелевших лошадей или быков, но иногда даже сами женщины впрягались, чтобы вспахать поле. Подростки выносили с полей осколки от разорвавшихся снарядов и искореженных металлов. В ручную сеяли и убирали урожай. Многие жители освобожденных районов жили в бараках, землянках, полуразрушенных домах. До 1947 года в городах еще существовала карточная система распределения продуктов и многих предметов ширпотреба. Советский народ стойко переносил все тяжести после военной разрухи. Не было такой семьи, которая бы не понимала истинных причин этих трудностей, которая бы не знала, какой ценой досталась победа над фашистскими варварами. К 1950 году разрушенное войной хозяйство было не только восстановлено, но и построены новые фабрики, заводы, электростанции, комбинаты. Советский народ ярко продемонстрировал всему миру поистине неисчерпаемые возможности социального строя и свою созидательную силу.