прежде всего, кальвинистская церковь является протестантской. для нее характерны умеренность, трудолюбие и общинность, четкое почитание и следование проповедям наставников.
очевидно, что устройство кальвинистской церкви было гибким: его легко было приспособить как к условиям города-коммуны вроде женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и сильных королевствах вроде французского. столь же гибкими были и политические взгляды кальвина. он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что дурной правитель нарушает законы не только человеческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к богу. эти мысли кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усилением королевской власти во многих европейских странах xvi-xvii вв.
наконец, кальвин произвёл значительные изменения в богословских взглядах реформа-торов. он попытался разрешить проблему, волновавшую умы христианских мыслителей на протя-жении уже тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и посмертная) заранее предопределена богом. кальвин утверждал, что предопределение существует, но человек не должен безвольно ожидать свершения своей судьбы - напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. в течение жизни человек должен выявить все заложенные в него богом способности и возможности - в этом и заключается его главное служение богу, в этом выражается его вера.
вместе с тем кальвин требовал от своих сторонников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. было резко уменьшено количество праздничных дней в году: женевский проповедник считал, что человек зарабатывает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться. большие состояния бог дарует только тем, кто служит ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения царствия небесного. строгости кальвина не понравились весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом - и , французских, голланд-ских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении кальвина.
все эти достоинства кальвинизма способствовали его широкому распространению в европе
Лю́блинская у́ния (польск. Unia lubelska) — государственный союз (уния) между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало федеративному государству, известному как Речь Посполитая.
Ян Матейко, «Люблинская уния». Картина написана в 1869 году, то есть к 300-летию заключения Унии
Сейм в Люблине начался в январе 1569 года и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож — за сохранение самостоятельности. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля того же года утверждён раздельно польскими и литовскими депутатами на общем сейме в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
2. -
3. владимиро-суздальское