Реформация — это широкое общественно-политическое и идейное движение за обновление католической церкви, развернувшееся с XVI в. до начала XVII века по всей Европе. Это движение приобрело религиозную форму борьбы против католического учения в церкви.
Начавшись в разгар эпохи Возрождения, Реформация подвегла Европу глубокому духовному перевороту, который принял религиозную форму. Она началась в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что самым непосредственным образом сказалось на ходе Реформации. Хронологически Реформация совпала с последним периодом в истории Возрождения и развивалась в тесной взаимосвязи с ним. Фактически эти разнородные процессы слились воедино, знаменуя окончательный разрыв со Средневековьем и вступление всемирной истории в следующий период своего развития — Новое время. В итоге Реформация привела к образованию протестантских церквей, существующих наряду с католической церковью и по настоящее время.
Основной причиной Реформации стал внутренний кризис католической церкви.
Итоги
Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу, что предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах Европы, а религиозные противоречия между ними вели к общеевропейской Тридцатилетней войне.
Ч.Валиханов (1835-1865 гг.) — один из крупнейших ученых-просветителей XIX в. Будучи государственным чиновником он в то же время проявлял живой интерес к политике, юриспруденции, этнографии и фольклору, археологии, географии, истории, дипломатии. Во многих областях научного знания он оставил заметный след. И все-таки основной вклад Ч.Валиханова в науку связан с его достижениями на историческом поприще, точнее, с изучением материальной и духовной культуры казахского народа.
За проведение радикальных реформ, которые бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казахстане на началах народного самоуправления. В «Записке о судебной реформе» он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения.