Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов крымского ханства. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На терри-ториях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкирцы. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своем протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев.
Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Ка-занского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя оса-дило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 круп-ных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Повол-жье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил ус-ловия торговли с Востоком.
В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Ка-занского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сибирский хан Едигер еще в 1556 г. признал вассальную зави-симость от Москвы, но сменивший его хан Кучум (? – ок. 1598) отказался признать власть Москвы (угнетал местных жителей, убил русского посла) .
Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак (?-1585). В 1581 г. отряд Ермака нанес войскам Кучума пора-жение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык.
Окончательно Кучум был разбит в 1598 г. , и Западная Сибирь была присоединена к Россий-скому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Нача-лось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.
Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Россий-ского государства с западноевропейскими странами.
Ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливон-ского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт) , подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.
Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов.
В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение опус-тошительные набеги на русские земли крымских татар.
Новосильцев Николай Николаевич - государственный деятель (1761 - 1836), незаконный сын сестры графа А.С. Строганова, в доме которого он воспитывался. Служил в армии, потом в иностранной коллегии. Во время войны со Швецией (1788 - 90) отличился в сражении под Бьёрке-Зундом. Во время войны в Польше и Литве (1792 - 1795) проявил администратора и принимал участие в дипломатических переговорах. В 1796 г. вышел в отставку, уехал в Лондон, где посещал лекции по физико-математическим и медицинским предметам. По вступлении своем на престол Александр I, которому Новосильцев был представлен еще до воцарения Павла, вызвал Новосильцева в Санкт-Петербург и повелел состоять при его особе, по особым поручениям. На него было возложено рассмотрение проектов по части земледелия, торговли, промыслов, ремесел, искусств и художеств; ему же были поручены дела Святейшего Синода, рекетмейстерская часть и прочее. В известном неофициальном комитете Новосильцев был одним из самых деятельных членов; им составлены: учреждение кредитной системы в Лифляндской и Эстляндской губернии, положения о крестьянах этих губерний, проект о правах и обязанностях Сената, проект учреждения министерств. Живя в это время во дворце, Новосильцев пользовался особенным доверием императора. В 1803 - 1804 годы он нес обязанности попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, президента Академии Наук, товарища министра юстиции и члена комиссии законов и в то же время сопутствовал Александру I в его заграничных поездках. После размолвки с императором, в конце 1804 г., деятельность Новосильцева сосредоточивается, главным образом, на дипломатических поручениях. В начале 1805 г. он с успехом выполнил возложенную миссию заключения союза с Великобританией; в 1806 г. послан был к Наполеону, но последним была объявлена война прежде, чем Новосильцев успел доехать до Парижа. В 1806 - 09 годы он вновь состоял при императоре. В 1813 г. он был назначен вице-президентом временного совета, учрежденного для управления Варшавским герцогством; ему же был поручен главный надзор за финансами в герцогстве. После переименования герцогства в Царство Польское (1815) Новосильцев заведывал комитетом по учебной части и с 1821 г. состоял при великом князе Константине Павловиче. Деятельность Новосильцева в Польше продолжалась до 1831 г. Обнаруженная им здесь строгость и даже жестокость, особенно по отношению к молодежи, вызвала ненависть поляков и, по мнению некоторых ускорению восстания. В 1831 г. он был назначен членом Государственного совета, затем председателем его и комитета министров. В 1835 г. Новосильцеву титул графа. Обширное собрание бумаг Новосильцева сгорело большей частью во время польского восстания (1831); только часть перешла к его племяннику. В печати имеется его Всеподданейшая записка Александру I от 29 декабря 1819 г., содержащая историческую справку о соединении Литвы с Польшей ("Русская Старина", 1882, т. XXXV), и проект конституции (1820), напечатанный Н.И. Тургеневым в "La Russie et kes Russes".