3 марта 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мир. Согласно этому
договору, в Закавказье к России отходил занятый в ходе войны Карс, а также
Ардаган, Батум и Баязет. Русские войска на два года оставались в Болгарии.
Кроме того, в состав Российской империи возвращалась Южная Бесарабия.
Болгария, а также Босния и Герцеговина получили автономию. Сербия,
Черногория и Румыния объявлялись независимыми. Турция должна была выплатить
России контрибуцию в 310 миллионов рублей.
Однако на Берлинском конгрессе великих держав в июне – июле 1878 г.
достижения России были значительно урезаны. Турции возвратили Баязет и
Южную Болгарию. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, а Кипр –
Англия.
Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и
более высокой бое русских войск.
В результате русско-турецкой войны 1877-78 гг. Оттоманская империя была вытеснена с большей части Балканского полуострова и окончательно превратилась во второстепенную
европейскую державу – объект притязаний более сильных соседей.
Русские потери в этой войне составили 16 тыс. убитых и 7 тыс. умерших
от ран ( есть и другие оценки – до 36,5 тыс. убитых и 81 тыс. умерших от
ран и болезней ). Турки потеряли убитыми, по некоторым оценкам, около 17
тыс. человек, союзные русским румыны – 1,5 тыс. Сколько-нибудь достоверных
оценок числа умерших от ран и болезней в турецкой армии не имеется, но
учитывая очень плохую постановку санитарной службы в Турции, их наверняка
было значительно больше, чем в русской армии. Турецкие потери пленными
превышали 100 тыс. человек, а число русских пленных было незначительным.
Русско-турецкая война 1877-78 гг. была последней успешной войной,
которую вела Российская империя. Но тот факт, что победа над таким
сравнительно слабым противником, как турецкая армия, досталась русским
войскам дорогой ценой, и лишь благодаря полному напряжению всех сил,
свидетельствовал о кризисе российской военной мощи. Четверть века спустя,
во время русско-японской войны, этот кризис проявился полностью, а затем
последовали поражения русской армии в битвах Первой мировой войны и её
крушение в 1917 г. Война 1877-78 гг. и её последствия подтвердили, что
русская армия так и не возродилась после Крымской войны до уровня той
первоклассной армии, какой она была в период войны с Наполеоном. Россия
нанесла смертельный удар Оттоманской империи, после которого турецкое
влияние на Балканском полуострове уже никогда не могло быть восстановлено,
а отпадение от Турции всех южнославянских стран стало вопросом самого
ближайшего времени. Однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля
над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. За
влияние на новые независимые балканские государства развернулась борьба
между всеми великими державами, продолжившаяся вплоть до Первой мировой
войны.
Заповеди: 1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
6. В Лидии. Хорошая сохранность, высокая известность и принимаемость в любой точке государства.
7. Мидия, Египет, Лидия.
В середине XVII в. население Индии превышало 100 млн. человек. В этническом отношении оно не было однородным. В стране насчитывалось более 20 различных народностей: бенгальцы, маратхи, тамилы, телугу, каннара, малайяли, ория, кашмирцы, синдцы, раджастанцы и др. Они говорили на разных языках, отличались друг от друга по уровню своего социально-экономического развития, по своим историческим традициям и культуре. В Индии в XVII в. господствовал феодализм, но сохранились и пережитки рабства, связанные главным образом с существованием «неприкасаемых» каст. В некоторых частях страны «неприкасаемые» являлись собственностью частных владельцев, которые могли продавать их и вообще распоряжаться ими по своему желанию. Особенно много «неприкасаемых» было на юге страны, а также в двуречье Ганга — Джамны, в Бенгалии, Бихаре и Ориссе.
У народов северо-западных и северо-восточных окраин Индии (афганцы, белуджи и др.) сохранялись значительные пережитки первобытно-общинного строя.
Религию индуизма исповедовало около трех четвертей населения. Индуизм освящал и защищал характерную для индийского средневековья сословно-кастовую структуру общества.
Обращение части местного населения в ислам не избавляло крестьян и ремесленников от кастового гнета. Став мусульманином, член низшей касты, в особенности «неприкасаемый», сохранял свое неполноправное положение.