Водные ресурсы нила с древних времён используются для орошения и естественного удобрения полей, рыболовства, водоснабжения и судоходства. особенно важна река для египта. геродот определил египет как «дар нила» , тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян. наносами была образована почва долины нила и его дельта, нил был единственным источником влаги в засушливом египте, где практически не выпадает дождей. длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей египта между собой и с берегами средиземного моря. но прежде всего в долине нила существовали благоприятные условия пля занятия высокопродуктивным земледелием. особенностью водного режима нила были его регулярные ежегодные разливы. таянию снегов в горах и тропическим ливням истоки нила, начинающиеся в центральной африке, переполнялись водой, и река разливалась. подъем воды начинался 19 июля (это одновременно было началом нового года) и продолжался до середины сентября. нил выходил из берегов, вода заливала большую часть долины. многочисленные поселения и городки, расположенные на возвышенностях, превращались в островки, сношения между которыми поддерживались на лодках. с середины сентября вода начинала убывать и к середине ноября входила в свои берега. после спада нильской воды на пропитанных влагой полях оставался плодородный ил. этот мягкий почвенный слой был необычайно удобен для земледелия. даже деревянной сохой не представляло труда провести борозду, а посеянные семена зерновых затаптывал выпущенный на поля скот (овцы и свиньи) . засеянная земля приносила урожай в апреле — мае. после жатвы земля отдыхала, ожидая нового разлива. в связи с таким порядком земледельческих работ египтяне делили год на три сезона: «сезон половодья» — разлив нила (середина июля — середина ноября) ; «сезон всходов» — проведение полного цикла сельскохозяйственных работ от посева до жатвы (середина ноября —- середина мая) ; «сезон сухости» — время отдыха земли и беспощадного зноя (середина мая — середина июля) . однако грозная стихия нильских разливов нуждалась в некотором регулировании: необходимо было уменьшать или усиливать приток воды на поля в зависимости от потребителей, спускать застоявшуюся воду из низин и подводить ее к более возвышенным местам, строить запасные водохранилища для орошения полей в засушливое время года. целая сеть магистральных и отводных каналов, плотин и разбивала долину нила на многочисленные участки прямолинейной формы («бассейны») , на которых выращивались самые различные культуры. такая система земледелия получила название поливной или ирригационной системы земледелия бассейнового типа. плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва — главное богатство египта, основа основ жизни его населения, развития египетской цивилизации. [i г нильская долина и окружающие ее страны имели богатый растительный и животный мир. на орошаемых землях выращивали ячмень, эммер (или полбу) , пшеницу, лен, кунжут. в заводях нила росли густые заросли лотоса и папируса. в самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал египтян) , сикоморы, в дельте — виноградные лозы и фруктовые деревья. в ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов цитания египтян; заросли кишели птицами. нил — у древних египтян етер (большая р.) . египтяне поклонялись нилу, в честь него был устроен храм в нилополисе, его праздник — нилоа. в ватикане есть колоссальная группа бога нил, который лежит; вокруг него играют 16 детей, символически изображающих 16 локтей нила.
Новгородцы не могли решить, чьё покровительство принять: Москвы или Польско-Литовского государства. Ивану III пришлось два раза ходить на Новгород с войсками (в 1471 и 1478 г. г. ) , прежде чем новгородцы поняли, что их судьба связана с Москвой. В результате второго похода было навсегда уничтожено знаменитое новгородское вече, а вечевой колокол увезен в Москву .
Новгородцы издавна ненавидели Москву, но самостоятельно вступать в войну им казалось опасным. Поэтому они пригласили на княжение Литовского князя Михаила Олельковича. Вместе с тем заключен был и договор с польским королём Казимиром, по которому Новгород поступал под его верховную власть, отступался от Москвы, а Казимир обязывался охранять его от нападений великого князя. Узнав об этом, Иван III отправил в Новгород послов с кроткими, но твёрдыми речами. Послы напоминали, что Новгород – отчина Ивана, и он не требует от него больше того, что требовали его предки. Однако мирные речи не возымели действия – новгородцы выгнали московских послов с бесчестием. Таким образом надо было начинать войну.
В отличие от полисного гражданства греков, тесно связанного с этнической однородностью организованной в полисы среды, римское гражданство выступало в роли социально-правовой формы, которая с равным успехом могла распространяться как в италийской, так и во внеиталийской среде. Именно римское понятие гражданства породило представление о цивилизации как о культурном городском обществе, противостоявшем варварству, связанному с племенной, сельской жизнью. Столь общее значение гражданства, основанного на таком противопоставлении, было невозможно в греческом обществе, которому в качестве варваров противостояли прежде всего жители ближневосточных городов. Римское гражданство, расставшееся с этнической определенностью своей сущности, приобрело статус устойчивого таксономического показателя (детерминатива) принадлежности к цивилизации вообще. Даже когда Византия обособилась в самостоятельную цивилизацию, сохранилось прежнее обозначение ее жителей – ромеи (римляне).