К середине XIX века кризис земельно-феодальных отношений в России стал очевидным, экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений. Активно развивалась капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская, однако феодализм мешал её свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта, а барщинная система хозяйства устарела и была помехой развития экономики. И представители буржуазии, даже и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.
«Вотчинная промышленность», в основном мелкое производство, основанная на труде крепостных крестьян, приходила в упадок, а «посессионная промышленность», установленная ещё указом Петра Первого от 18 января 1721 года, в силу которого владельцам фабрик и заводов недворянского сословия разрешалось приобретать крестьян для работы на предприятиях (возник даже особый разряд крепостных «фабричных крестьян», навсегда приписанных к промышленным заведениям без права отчуждения этих крепостных отдельно от самих заводов), показала свою экономическую несостоятельность и была перестроена - владельцы «посессионных предприятий» получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. А после увольнения их охотно брали на предприятия по вольному найму, т.е. в России стал формироваться класс наемных рабочих, так как рост промышленности требовал все больше и больше свободных рабочих рук.
В 30-50-е годы XIX века в России произошел промышленный переворот, но процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности, так как крепостные крестьяне (более 80 % населения России) не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции, кроме того, подавляющая часть населения вела натуральное хозяйство.
Невыгодным становился труд крепостных и для помещиков, некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать для работы на барской земле. Тем не менее, большая часть землевладельцев-помещиков всё более усиливала эксплуатацию крестьян для повышения доходности своих имений, так как России требовалось всё больше товарного хлеба, и помещики старались использовать это обстоятельство для получения прибылей. Но ещё Павел I установил ограничение барщинных дней - не более трех дней в неделю, что чаще всего не соблюдалось, и в черноземных, «хлебных» губерниях барщина была господствующей формой (около 70 % крестьян были «на барщине»).
Часто помещики полностью переводили крепостных на барщину или даже на так называемую «месячину», что опять же характерно для черноземных районов, в губерниях, более «бедных землями», крестьяне в основном «ходили по оброку». При «месячине» крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек, и почти всё время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.
Алексей Корзухин "Сбор недоимок", 1868К середине 50-х годов XIX века Россия вошла в кризис крепостнического хозяйства, помещики разорялись, крестьяне нищали. Неудача в Крымской войне, усиление рекрутские наборов, увеличение налогов, стихийные массовые выступления и восстания крестьян в 1859 - 1861 годах привели к необходимости принятию мер. И, таким образом, основная причина отмены крепостного права -это кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно-техническая отсталость России, рост крестьянских волнений и восстаний. Новые Разин и Пугачев, ни императору, ни помещикам были не нужны.«Прежняя система отжила свой век», - писал историк М.П.Погодин, хотя ранее он был ярым приверженцем крепостной системы.
Отметим, что еще задолго до отмены крепостного права был издан Указ 1803 года о «вольных хлебопашцах», 1842 года об «обязанных крестьянах», а в 1847 году император Николай I «даровал» крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.
Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права, в начале января 1857 года по указанию Александра II был образован Секретный комитет, которому и поручалась разработка основного проекта. Понятно, что идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков, Комитет не торопился приступать к выработке необходимого документа, а члены Секретного комитета даже пытались противодействовать предложениям императора.
физули родился в городе кербела на юге арабского ирака. точная дата рождения поэта не установлена. принято считать, что он родился в 1498 году, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг. по мнению польского востоковеда с. плясковицка-рымкевич поэт родился в кербела, предположительно в 1488-1504 годах, но вероятней всего не позже 1495 года. данных о биографии физули мало, согласно энциклопедии британника поэт по-видимому происходил из семьи религиозных деятелей. согласно позднейшим преданиям отец поэта служил муфтием в городе хилле, однако достоверных данных об этом нет. судя по тому, что молодому мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно предположить, что отец поэта обладал соответствующим достатком. образованность поэта подтверждается его религиозными титулами: мулла и мевлана. вкус был привит физули поэтом хабиби.
современник поэта садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что физули происходил из племени баят, другой современник поэта, нидаи челеби, пишет, что физули принадлежал к туркоманам ак коюнлу. энциклопедия ираника и ряд современных исследователей также считают, что физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в ираке, представители которого кочевали на пространстве от закаспия до сирии. некоторые этнографические источники указывают, что баяты являются субэтнической группой азербайджанцев. британский ориенталист элиас гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что физули, возможно, был азербайджанским тюрком. советский востоковед, иранист и тюрколог е.а. бертельс в своей книге «низами и физули» называет поэта "великим лириком, происходившим из азербайджанского племени баят". чешский филолог—востоковед ян рипка в своей книге « персидской и таджикской » и советский —востоковед а. е. крымский в своей книге «низами и его современники» называют физули «азербайджанцем». энциклопедия ларусса и некоторые современные исследователи считают, что поэт мог иметь курдское происхождение. турецкий , исследователь творчества поэта, хамиде демирель (hamide demirel, hamide odelli), констатирует, что некоторые исследователи о курдском или персидском происхождении физули, при этом, по мнению автора, они не приводят каких-либо доказательств либо источников данного утверждения. так, в 1922 году версия о персидском происхождении была озвучена