1) Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступили не подданные, а сам король. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский. Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. королевой Англии стала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, Мария вернула церковь Англии под власть папы римского и развернула преследования сторонников Реформации. За жестокости и насилия, творившиеся во время ее правления, она получила прозвище Марии Кровавой. После ее смерти английские протестанты добились в 1558 г. избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал ее отец. В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения — Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом она не отвергала и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальньп: строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количестве праздников.
Социально-экономический строй - это стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею[1]. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений[2]. В основе каждой формации лежит определённый производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т. п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни[3]. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.
— экономике (техническая отсталость промышленности — высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе) ;
— социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии) ;
— политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа) .
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.
Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский.
Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. королевой Англии стала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, Мария вернула церковь Англии под власть папы римского и развернула преследования сторонников Реформации. За жестокости и насилия, творившиеся во время ее правления, она получила прозвище Марии Кровавой. После ее смерти английские протестанты добились в 1558 г. избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал ее отец.
В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения — Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом она не отвергала и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальньп: строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количестве праздников.