Высказано мнение о препятствованни прогрессу и просвещению общества тех старых традиций, религиозных установлений или бытовых предрассудков, которые не составляют основу государства. от всего этого надо отказываться, ибо этого требует свойственная природе человека тяга к поиску все более совершенных и разумных принципов жизнеустроения.
Эссе начинается с часто цитируемого определения непросвещенности, как человеческой не думать независимо и самостоятельно, проистекающей не из тупости, но из трусости. Ill книги III.-л. де Монтескье «Персидские письма» (1721)
Объяснение:
Сильные стороны тайпинского восстания состояли, во-первых, в справедливости предъявляемых ими антиманчьжурских заявлений. Нация эта имела тогда привилегированное положение - их судили отдельными судами, они обладали особыми преимуществами в поступлении на государственную службу. Более того, в созданном тайпинами Небесном Государстве великого равноденствия, или Тайпин Тяньго, был запрещён опиум - неслыханная (и очень полезная) сторона для государства, поглощённого опиумной лихорадкой. Казалось бы, одно это значительно тайпинам бороться с ослабевшим от опиума государством.
Однако лидер восстания Хун Сю-цуань и его сподвижники допустили ряд ошибок. В первую очередь, они не закреплялись на завоёванных территориях, что позволило государственной армии легко восстанавливать на них власть. Главная ошибка, впрочем, была в ином.
По сути, тайпинское государство с развитием становилось всё более похоже на уменьшенную модель Китая. Неосознанное взятие китайской модели за образец и стало основной причиной неизбежного поражения тайпинов. Так, появилась бюрократия и даже те же экзамены на чиновников (идея равенства разбивалась об аргумент "люди равны перед Богом, а не на земле"). Сохранился и китаецентризм - "мандат неба" подменялся божественным происхождением Хун Сю-цуаня.
Велика Хартія Вольностей-це перша "неписана" конституція Англії.