Ладога - город в Волховском районе Ленинградской области. До 1703 года - село, с 1703 года - город Новая Ладога.
Возникший почти одновременно с Петербургом по воле одного и того же человека - Петра I, уездный центр сохранился гораздо хуже, чем Северная столица. Время по стенам храмов, накренило колокольни, вбило в землю старые домики.
Основание этого города свидетельствовало о стремлении славян к свободному выходу в Балтийское море, к свободной торговле, прямому общению людей Запада и Востока. В этом месте нашего Отечества впервые было установлено регулярное сообщение Руси с Северной и Западной Европой. Своим стремительным возвышением Ладога была обязана ключевому положению на евразийских Балтийско-Волжском и Балтийско-Черноморском торговых путях, которые пролегали по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины, Волге и Днепру, и вели в Арабский халифат и Византию.
В течение многих веков Ладога защищала северные границы Руси и одновременно являлась средоточием тех факторов, которые повлияли на ход европейской истории. На примере города Ладоги можно проследить, как почти двенадцать веков тому назад усилиями многих народов, в первую очередь славян, скандинавов и финнов, создавалась единая Европа без границ и национальной разобщенности. Модель исторического развития Ладоги, "вольного" города, открытого, интегрированного с евробалтийским миром, актуальна и в наши дни.
В первые века своего развития Ладога стала известна в Европе как город международной значимости. Через Ладогу на кораблях везли меха, оружие, невольников, разнообразные украшения, ткани, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. Главным образом через страны Балтики в VIII—X веках получали основную в то время платежную единицу — арабские дирхемы. Ладога в то время была не только транзитным портом. Купцы-ладожане сами наладили торговлю с финскими соседями и более далекими племенами и народами. Вплоть до начала XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и военной крепостью на северных рубежах страны. Таким образом, историческое значение Ладоги заключалось в том, что ее основание и развитие обеспечило Руси свободный выход к Балтике и ее региону и закрепление за страной приневско-ладожских земель.
Именно в Ладоге впервые на территории Руси начали возводиться приходские крестовокупольные, с четырьмя столбами и тремя апсидами, храмы, распространившиеся затем повсеместно. Из шести воздвигнутых тогда храмов полностью сохранились два: церкви Успения Богородицы и Святого Георгия Победоносца. Храм Святого Георгия по пластической выразительности и изяществу архитектурных форм, по сохранности уникальной фресковой росписи может быть выдвинут в разряд памятников мирового значения. От живописного оформления интерьера храма сохранилось около ста пятидесяти квадратных метров. Многое утрачено, но и то, что уцелело, позволяет представить систему первоначальной росписи, созданной артелью незаурядных греческих и русских мастеров-художников.
Людей, которые подняли бунт, поражала двуличие представителей власти. С одной стороны они обещали объективно разобраться, шли в толпу и там призывали к спокойному разрешению конфликта, а с другой стороны готовили расправу.
События, о которых идет речь в заголовке статьи, происходили 16-17, частично 18 июня, а если принять во внимание жестокую расправу над его участниками (суды, партийно-общественные и государственные меры, направленные на их компрометацию), они продолжались до конца июня, в течение июля и августа.
Компартийные и советские органы расценили их как проявление коллективного хулиганства, массовых беспорядков. Советские историки их сознательно замалчивали. Только в годы независимости эти и другие подобные события были оценены, как народные движения против тоталитарного государства, предпринимаются попытки их переосмысления в соответствии с требованиями времени.
Так в учебниках по истории Украины О.Бойко (6,443), Ф.Турченко (11) одним абзацем идет речь о забастовках и беспорядках в Одессе, Донецке, Кривом Роге, свидетельствовавших о недовольстве политикой коммунистической партии, ее лидера М.С. Хрущева, проявлении общественного сознания, выходящего за рамки идеологических установок. Иван Глинка, «Укринформбюро» (12,4), в статье «История народных бунтов» пишет о стихийные выступлениях трудящихся в разных городах СССР, в том числе и в Кривом Роге. Он рассказывает о жестокой расправе власти и жертвах, которые принесли мятежники на алтарь свободы.
Количество убитых, раненых, искалеченных, осужденных просто ужасает. Криворожские авторы (историки и журналисты) почти не обращались к этой важной теме. Лишь некоторые из них предприняли первые попытки переоценить события в новом духе. Еще накануне независимости журналисты Г.А.Гусейнов и К.В.Пономарев издали газету «Хроника»; редактором ее был Г.Гусейнов, теперь известный писатель, автор многих популярных книг и журналистских исследований. В статье К.Пономарева-Беседина «Бунт на Соцгороде» давалась верная оценка тех событий (10). Это для того времени был смелый поступок.
Вопреки официальной версии о событиях, как массовом хулиганском выступлении, газета писала, что это было стремление к свободе, когда люди вышли на улицы, чтобы доказать, что власть наказуема, она должна прислушиваться к мнениям простых рабочих. А когда она не захотела этого делать, возник бунт, который был жестоко подавлен.
По распоряжению горкома партии газета была уничтожена (29,2). Журналистка Н.Колиснык в газете «Заграва» и журнале «Курьер Кривбасса» призвала переоценить драматическое выступление трудящихся, реабилитировать его участников. Но ее голос не был услышан, хотя это уже было в годы независимости.
Учитывая выше сказанное, автор этой публикации пытается внести посильный вклад в изучение важного исторического события. Собранные им архивные документы (1,2,3,4) и воспоминания участников и очевидцев (14-43) позволяют сделать вывод, что на Криворожье состоялось первое народное правозащитное выступление рабочих ради свободы и прав человека.
Сначала расскажем об обстановке, в которой происходили эти события. Как известно, вхождение Украины в состав СССР лишило украинский народ независимости, принесло ему многочисленные беды — голодоморы, репрессии. Об этом подробно рассказывает С.Билокинь в книге «Масовий терор як засіб державного управління СРСР» («Массовый террор как средство государственного управления СССР» — «А») (5). Криворожские события могут быть хорошей иллюстрацией к его выводам.
После смерти Сталина, Н.С.Хрущев пытался реформировать сталинскую систему. Несмотря на определенные позитивные сдвиги, реформы были непоследовательными, не затрагивали основ государственного социализма. На ХХII съезде партии (1961 г.) была выдвинута программа построения коммунизма, направленная на воспитание народа в духе социальной мифологии.
Трудящиеся стали жертвой коммунистических экспериментов. Многие, поверив сказкам о светлом будущем, включились в соревнование за звание ударников и коллективов коммунистического труда. Тогдашние ученые-обществоведы оценили это движение как предвестник наступления коммунизма (7). Иначе они и не могли, потому что мысли, которые противоречили курсу партии, отвергались, их носители — преследовались. Таких ученых ждала судьба криворожских правозащитников.
Об этом свидетельствует пример одного из соавторов изданных тогда книг, настоящего исследователя предлагаемой темы. За попытку иметь и отстаивать свое мнение он был исключен из партии и вынужден был работать рабочим в карьере. Поэтому такие ученые, будучи ослепленными коммунистическим романтизмом, не могли объективно оценить народные движения, в том числе и июньские события в Кривом Роге, увидеть в них другую перспективу — крах коммунистических экспериментов, гибель красной империи (такая оценка ее дана в нынешних учебниках истории), а тем более возникновение независимой Украины.