13.07.13. Наша поездка на Север началась. Расположившись на своих местах, мы постепенно стали друг с другом знакомиться. Мне было ужасно интересно, что ожидает нас впереди. Ведь я в первый раз уезжала от Москвы на такое дальнее расстояние, как потом оказалось, на 1362 километра от Москвы! Да и к тому же предстоит жить в палатках, в совершенно чужих мне условиях, на острове (что естественно добавляло колорита нашей поездке)… Смотря на лица ребят, я поняла, что и они немного насторожены. Обстановку разряжал наш жизнерадостный командир, Виктор Викторович, который, впрочем, и на протяжении всей поездки нас подбадривал, поднимал нам настроение и во всех ситуациях. Я думаю, это самое важное, когда в такой непростой поездке есть человек, на которого можно положиться. Благодаря этому не чувствуешь себя чужой в незнакомом коллективе, не боишься трудностей и, так пугающей меня, неизвестности. В поезде Виктор сразу же ознакомил нас с планом на ближайшие дни: нам предстояло на следующий день прибыть в Плесецк, там закупаться продуктами, далее 4 часа ехать на машине до Большого Бора, откуда на тракторе(!) добираться до берега Онеги. Там нас должны были ждать лодки, чтобы переправиться на остров. Все это было для меня так непривычно и интересно, совсем не похоже на мои туристические поездки…
На следующий день в 12:50 мы прибыли в Плесецк. На платформе нас встречал огромного роста и крепкого телосложения мужчина, явно военного вида. Это был Игорь Леонидович, полковник, активный в восстановлении русских деревянных храмов, человек, который во время всей нашей поездке оказывал нам всем огромную Мы купили в магазине все необходимые продукты и продолжили путь. Ребят запихали вместе с вещами в Уазик, а нам с Инной предоставили VIP-автомобиль: жигули, чтобы нас не укачало. В пути мы только и делали, что волновались. Особенно Инна, которой предстояло быть нашим поваром. Она, как и я, впервые ехала в такую экспедицию, поэтому нам было немного страшновато. Дорога была однообразной и скучной, но вдруг, на середине пути, мы выехали на гору и увидели невероятной красоты пейзаж: это была река Онега! Вдоль другого берега простирался лес, а наша сторона была вся усыпана прекрасными полевыми цветами. Мы вышли из машины. Виктор нарвал нам с Инной цветов и мы всей группой сфотографировались на фоне этого великолепия это было мое первое яркое впечатление из череды всех остальных.
„Археологи — это исследователи
Археологи – исследователи и едва ли найдется человек, готовый с этим поспорить.
Археолог – человек, который влюблен в историю и всей головой погружен в исследование человечества. Он самостоятельно исследует то, чего пока нет в книжках по истории. Он докапывается до истины, находя вещественные источники в недрах земли.
То, что давно стало «загадкой истории» для остальных, археолог видит своей целью для изучения.
Археологи участвуют в раскопках, анализируют найденные орудия труда, украшения, одежду, здания и даже останки людей. Подобный анализ дает им возможность для подтверждения гипотез найденными фактами.
Но работа археолога не всегда такая активная и интересная, как это кажется нам.
В действительности, работа археолога делится на две части: теоретическую и полевую.
В рамках первой части своей работы археолог строит теории, анализирует факты и подтверждает догадки. А полевая часть является археологическими раскопками.
Но раскопки тоже бывают разные. Одни раскопки – охранные, и проводятся они перед реставрацией здания. Существует также экспериментальные раскопки, когда археологи воссоздают орудия труда, украшения, воссоздают древние предметы.
Причины: 1. Острые социальные противоречия: Между зависимым крестьянством, практически полностью закрепощенным и землевладельцами; Между бедным и зажиточным крестьянством, так как социальная дифференциация затронула не только город, но и деревню и только усиливала социальную напряженность в деревне; Между патрициатом, сконцентрировавшим в своих руках все местное управление и суд, и бюргерством, боровшимся за обладание политическим влиянием в государстве. К этому обстоятельству добавлялось национальное противоречие, так как патрициат в основном составляли немцы, бюргерство – чехи. Социальные противоречия в городе между беднотой и зажиточными слоями горожан. Около 50% населения городов составляла беднота, которая стремилась к изменению существующего порядка, в то время как патрициат и бюргерство выступали за сохранение власти над основной массой населения. Представители шляхты боролись между собой за земли и власть. Социальная дифференциация затронула и это сословие. Выделялась аристократия, средняя шляхта, малоимущая и неимущая. Все слои населения Чехии были недовольны церковью, ее могуществом и богатством. Кроме того, в это время церковь переживала кризис. Распространяется ученое и народное еретичество. 2. Кризис церковной идеологии, который стал причиной возникновения гусизма. Особую критику вызывала продажа индульгенций (грамот, продаваемых монахами, об отпущении грехов) и безнравственность церкви (чревоугодие, пьянство, не соблюдение целибата, алчность священников) . 3. Политический кризис в Чехии в конце XІV–XVвв. , вызванный ослаблением королевской власти и значительное расширение привилегий шляхты, что не остановило рост шляхецкой оппозиции королю. В результате ее действий в 1400 г. король Вацлав ІV был лишен трона. В 1410 г. чешским королем стал император священной Римской империи Сигизмунд. Но его не интересовали дела Чешского королевства. 4. Экономический кризис в Чехии. Вывоз серебра, добываемого в Чехии усиливал импорт товаров боле дешевых и качественных, но тормозил развитие собственного ремесленного производства и приводил к преобладанию в экономике внешней торговли. Так как горным делом и внешней торговлей занимались немцы, это обусловило односторонность торговых связей с немецкими землями и засилье немецких купцов. Наблюдалось также обесценивание денег и усиление эксплуатации крестьян. 5. Идеологическая обоснованность гусизма. В средние века любой социальный протест облекался в религиозную форму. В Чехии одним их первых критиков церкви был немецкий священник Конрад Вальдгаузер. Он выступил в одном из соборов Праги с критикой безнравственности францисканцев и доминиканцев. Его последователями были Ян Милич и Матвей из Янова. Они доказывали необходимость церковной реформы.
Одной из важнейших идеологических предпосылок возникновения гусизма стало учение английского проповедника Джона Виклифа. Антицерковная оппозиция в Чехии усиливается в связи с деятельностью Яна Гуса. Который был сторонником идей Виклифа. Получив сан священника, Ян Гус стал проповедовать в Вифлеемской часовне на чешском языке, критикуя церковь за алчность и эксплуатацию подданных. В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. Немецкие профессора, составлявшие большинство, добились осуждения учения Виклифа и запрещения читать его сочинения в 1408 г. В 1409 г. свергнутый Вацлав ІV поддержал чехов, предоставив им в управлении университетом 3 голоса против одного у немцев.