Упадок Афин в древности начался с поражения Афин Спартой в Пелопоннесской войне (431–404 до н.э.). Хотя Афины смогли сделать что-то вроде восстановления в четвертом веке до нашей эры, они так и не смогли полностью восстановить свое превосходство, которое они имели в годы, предшествовавшие Пелопоннесской войне в древности.
Афины окончательно утратили свою независимость в начале августа 338 г. до н.э. после того, как коалиция союзных греческих городов-государств во главе с Афинами и Фивами, двумя самыми могущественными полисами эпохи, была окончательно побеждена войсками короля Македонии Филиппа II в роковой битве.
После этой битвы Афины и Фивы были вынуждены вступить в Коринфскую лигу, возглавляемую Македонией, и почти вся южная Греция оказалась под властью македонской гегемонии. Афины, однако, все еще оставались крупным и важным городом до поздних римских времен. К византийскому периоду известность Афин значительно уменьшилась. Афины далее истощались под османами.
В 5ом веке до нашей эры большое количество полисов перестали поддерживать Афины. Поддержка исчезла из-за того, что Афины насаждали афинской демократии и взносы. В общем-то, это и была главная причина войны со Спартой. А поскольку прочного союза не было, единого государства не было, потому что были внутренние распри, аристократы и демос потеряли власть. Афины все также славились культурой, но могущества уже не имели. Поэтому они и стали мишенью для второго нападения персов.
Предпосылками восстания стало обострение отношений власти и казачества после ликвидации привилегий казаков в 1771 и ухудшение жизни казачьей "голытьбы" по сравнению со "старшинами". Усилилась личная зависимость крестьян от помещиков, выросли государственные налоги (почтовые, ямские) , вызванные процессом развития рынка и необходимостью пополнения казны в условиях русско-турецкой войны 1768-1774. Социально-психологическая обстановка в стране была накалена надеждами крестьян на то, что вслед за "освобождением дворян" (Манифест 1762 О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству) последует и "манифест о вольности крестьянской". Ходили слухи, что царь Петр III подготовил его, но "злые приспешники" скрыли его и устроили покушение на жизнь императора.
Территория, охваченная восстанием, включала Оренбургский край, Урал, Приуралье, Западную Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье, что позволяет считать его крестьянской войной. Среди восставших, помимо русских, были калмыки, башкиры, татары, чуваши и другие народности Заволжского края. Социальный состав около 100 тыс. повстанцев — крестьяне, трудовые слои казачества, частично городская беднота и рабочие мануфактур. Основное ядро восстания — яицкие казаки и примкнувшие к ним крестьяне, горожане, недовольные усилением налогового гнета, а также работный люд, обеспечивавший повстанцев артиллерией.
Лозунги восставших вначале ограничивались возвращением привилегий казачеству, но по мере роста движения и включения в него крестьян и работных людей появились требования освобождения крестьян от крепостной неволи, от поборов и податей, передача им земли. Ни в одном из документов восставших не ставилось задачи изменить формы государственной власти (монархии) ; повстанцы рассчитывали "извести возмутителей империи и разорителей крестьян" (дворян) и посадить при этом на трон "хорошего царя".
Причины поражения восстания, кроме его слабой организованности, недостаточности и устарелости вооружения, отсутствия ясных целей и конструктивной программы восстания, таились в его разбойном характере, жестокость восставших вызывала негодование в обществе. Пугачеву было суждено потерпеть поражение и потому, что государственный механизм работал достаточно слаженно, и Екатерине II удалось быстро мобилизовать необходимые ресурсы для подавления восстания.
Крестьянская война не привела к каким-либо изменениям социального положения крестьянства, не облегчила его жизнь. Напротив, свои выводы сделало правительство: в 1775 в стране была проведена новая губернская реформа, увеличившая количество губерний. Автономия казачьих войск была ликвидирована раз и навсегда. Река Яик переименована в Урал. Но страх новой "пугачевщины" заставил образованное общество обсуждать пути решения "крестьянского вопроса", что подтолкнуло дворянство впоследствии смягчить, а затем и отменить крепостное право в 1861.