К началу XVI в. вся Белоруссия и большая часть Украины (от Владимира-Волынского и Винницы до городов Ромны и Гадяч включительно) находились под властью Великого княжества Литовского. В состав Великого княжества Литовского тогда входила почти вся Литва; только северо-западная часть её (полоса к югу и западу от Паланги — Юрбаркаса) была захвачена Тевтонским орденом. Западная Украина (от Карпат до Сокаля, Тарнополя, Бара) принадлежала Польше; Закарпатье — Венгрии; Черновицкая область — Молдавии; причерноморские и приазовские районы Украины — Крымскому ханству и Турции.
Объяснение:
Придерживаюсь мнения, что обе власти важны, так как поддерживают и дополняют друг друга. Хотя, если сравнивать с сегодняшними реалиями, то светская всё же важнее.
Я приведу аргументы, а ты попробуй сформировать мнение самостоятельно.
В пользу Никона:
- единая вера объединяет людей. Собственно, и крещение Руси в 988 году было организовано дабы усилить в умах славян ощущение единства.
- в то время церковь играла большую роль среди людей. Достаточно вспомнить теорию о "третьем Риме" и то, что царь считался ставленником божьим. Люди шли именно за верой, поэтому власть Рюриковичей была сильнее, чем власть первых Романовых. Их народ выбрал сам, и, следовательно, они такие же люди, как и другие. Сила Бога же не обсуждалась.
- церковь в то время - очень даже богатая организация. До секуляризации 1762 года ей принадлежало, если не ошибаюсь, около трети русских земель. К тому же был налог на 1/10 дохода и оплата ритуальных, скажем так, услуг. У церкви даже свои крестьяне были. Поэтому, вкупе с " Бога", патриарх вполне мог управлять государством
- в то время образование было церковным. Незаметный, но очень действенный рычажок влияния на мнение общественности.
В пользу царя:
- часто церковные законы и уставы мешают развитию государства. Развитию образования, науки и даже культуры (тогда ж кроме икон ничего и не писали).
- именно светская власть издает законы, следит за их исполнением итд. Внешней политикой занимается тоже она.
- изначально главой государства был царь и, соответственно, светская власть. Даже церковь была учреждена государством. Кардинальных изменений не хотелось бы.
- до учреждения патриаршества русская церковь находилась под сильным влиянием Византии.
В 1930 году Тухачевский (тогда командующий Ленинградским военным округом) представил наркому К.Е. Ворошилову свой план развития советских вооружённых сил. Этот план поражает своей утопичностью. В стране, только приступавшей к индустриализации, Тухачевский предлагал в краткие сроки развернуть армию в 250 дивизий, плотно насыщенную боевой техникой. По плану Тухачевского, СССР должен был начать производить 100 тысяч танков в год! Очевидно, что выпуск тракторов, автомобилей и других машин, необходимых для народного хозяйства, не говоря уже о продуктах первой необходимости для населения, проект Тухачевского игнорировал начисто. В плане Тухачевского всё было подчинено идее скорейшей «революционной» войны против загнивающего буржуазного Запада. Естественно, записка Тухачевского, доложенная Сталину, была забракована как фантасмагорическая, а её автор получил стойкое реноме оторванного от реальности радикального прожектёра. Однако нельзя сказать, что все высказанные в ней идеи были отброшены. Пользуясь своим служебным положением (в 1931 году он стал заместителем наркома по военным и морским делам, а в 1936-м – его первым заместителем), Тухачевский формулировал задания на проектирование наиболее перспективных, на его взгляд, видов вооружения.
Источник: Что сделал маршал Тухачевский для бое Красной армии