ответ:
девятнадцатый век - век значительного технического совершенствования, начиная с транспорта и заканчивая бытовыми мелочами. восемнадцатый век: транспорт - гужевой (лошадь вытягивает галопом до 70 км в ч, но держит скорость не более пары километров); большая часть населения занята в сельском хозяйстве; города напоминают крупные деревни и по виду и по населению. в быту - пишут чернилами (карандаши есть, но охренительно дороги) , освещение - свечи и факелы, даже огонь добывается в лучшем случае с трутниц; оружие - дульнозарядные мушкеты с кремневыми замками и раздельным заряжанием пороха и пуль; такие же пушки. связь - гонцы и голуби.
девятнадцатый век: появляются железные дороги ("ракета" стефенсона - 1829. скорость - до 60 км в ч, но постоянная) , к концу века - автомобили и самолёты. население всё больше переселяется в города, где развивается промышленность (лондон в начале девятнадцатого века - миллионник! ) ; для письма в начале века появляются дешёвые карандаши (в точности, как наши) , в начале века изобретено и внедрено газовое освещение (французский патент 1799 года) , в конце века его сменило электричество; изобретены доступные дешёвые спички; оружие: дульнозарядные мушкеты сменяются казнозарядными с унитарным патроном (чёрный дымный порох сменяется бездымным) , а в конце века появляются пулемёты. и, конечно, связь: начало века - изобретение телеграфа, сначала оптического (мачты с подвижными поперечинами, установленные на расстоянии взгляда друг от друга. наблюдатели передавали сигналы посредством установки поперечин в определённое положение) , затем электрического и, наконец, радио.
изменения налицо, согласитесь?
если не убеждает, попробуйте представить себе путешествие купца из, например, парижа в берлин в восемнадцатом веке (на перекладных, с ночёвками на грязных проклопленных постоялых дворах и подсчётами расходов под тусклым огарком свечи) и в девятнадцатом (вместо месяца - день или два в чистом купе, освещённом газом или электричеством).
ответ:
1.первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в iv тыс. до н. э.) . его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация) . в соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:
каменный век (от возникновения человека до iii тыс. до н. э.) ,
бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс. до н. э.) ,
железный век (с 1 тыс. до н. э.) .
Мнения о даровании М. В. Ломоносова как художника, если и не расходятся до противоречия, то дают его понимание, естественно, в различном преломлении. Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин — с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия — обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего исполнителей. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В. Ломоносовым, то второй — констатирует, что для эскизов и картонов, служивших этому воплощению в натуре, не нашлось достойных живописцев, низводя роль мозаики до прикладной функции имитации живописи, хоть бы и монументальной, без осознания ценности её самостоятельных пластических особенностей. В то же время, именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора.
Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. ЭрмитажВо всяком случае, именно Якоб Штелин, конечно, будучи потрясён, но и желая верить в целесообразность задуманного, предостерегал М. В. Ломоносова от создания мозаики по той «жалкой картине», которую представляла собой подготовленная работа [10]; с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. Ломоносову, и уже созданное, в конце концов, своими масштабами и выразительностью ошеломившее Я. Штелина; не умея рисовать, М. В. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения, и к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального — свободу от натуралистического буквализма. тенетами которого обременено было восприятие «художественной правды» его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что «представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью, имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики».[1][2][11]
Первый современник-исследователь творчества М. В. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве.— ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Александр Невский(1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765); но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Пётр (с картины П.-П. Рубенса) [2].
Подводя итог этому последнему разделу творчества М. В. Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, Н. Н. Качалов в таких словах отмечает основные его результаты [1]: