В Раннем Средневековье большинство детей не умели ни читать, ни писать. Сказки, легенды и соседские новости заменяли книгу и учебник. Быть умным и знающим означало иметь хорошую память, хранить в ней знание обычаев, преданий старины и т. д. В условиях всеобщего политического и экономического упадка школы остались лишь при соборах и монастырях. Здесь изучали латинский алфавит, чтение, письмо, основные молитвы, а также обучали пению и участию в богослужении.
С возникновением империи Карла Великого возросла потребность в образованных людях. Открылись новые школы. Карл Великий писать не умел, но в отличие от большинства мирян того времени мог читать. Он придавал большое значение развитию образования. Королевский двор называли «Дворцовой академией», поскольку он стал оплотом для поэтов, философов, историков, богословов. Придворный историк так характеризует Карла Великого: «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к постижению мудрости».
Сталин взял курс на строгую цензуру и внедрение "социалистического реализма" как единственного художественного метода. Буквально за два-три года духовная жизнь москвичей, а за ними и всей страны была выхолощена. Постановки стали скучными. Литература - казенной. "Простите, но других писателей у меня для вас нет", - это анекдот появился в 30-е годы.
Война 1941 - 1945 годов дала невиданный взлет духовной жизни. Оказалось, что даже в рамках социалистического реализма можно создавать волнующие публику вещи. Новые вольности появились в послевоенной Москве. Стала проникать современная западная культура, появились новые веяния. Однако, все это было задавлено постановлениями о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) и Ленинградским делом (1949 г.). Ряд писателей подверглись репрессиям. Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей.
2. Хрущев - это десять лет с 1954 по 1964. Для искусства это была одна эпоха. Ее называют эпохой шестидесятников. Это эпоха небывалого оптимизма. Развенчание культа личности, и прорыв в освоении космоса сформировали ее основные черты. Появилось ощущение собственного достоинства, личной свободы и огромных перспектив. Огромную популярность приобрели поэты новой волны - Рождественский, Вознесенский, Евтушенко и ряд других. Однако, радикальных перемен не последовало. Вслед за развенчанием культа личности последовал мартовский пленум ЦК 1963 года, на которой подверглись острой критике новые тенденции в искусстве. Критиковали художников - авангардистов, поэта Вознесенского, писателя Аксенова.
Пленуму предшествовало посещение Хрущевым выставки современного искусства в Манеже в декабре 1961 г. Все остановилось где-то на полпути и огромный духовный прорыв плавно перетек в застой.