Если верить одной из документальных книг. Вот что нашла; С детства угрюмый и необщительный, оставался таким и в продолжение всей жизни. При недюжинном уме и бескорыстии он умел помнить и добро, когда-либо кем ему сделанное. Кроме угождения воле монаршей и исполнения требований службы, он ничем не стеснялся. Суровость его нередко вырождалась в жестокость, и время его почти безграничного владычества (последние годы, первой четверти 19 века) было своего рода террором, так как все трепетали перед ним. Вообще, память по себе он оставил недобрую, хотя любил строгий порядок и был расчётлив. Ещё в 1816 имп. Александр I утвердил духовное завещание Аракчеева, поручив хранение завещания Правительствующему сенату. Завещателю предоставлено было избрать наследника, но Аракчеев не исполнил этого; в распоряжениях же Аракчеева было сказано следующее: «ежели бы дни его прекратились прежде избрания им достойного наследника, то сие избрание предоставляет он Государю Императору». Вследствие такой воли графа, желая, с одной стороны, упрочить нераздельное владение имением покойного и благосостояние крестьян его, а с другой — сохранить имя Аракчеева таким который бы соответствовал его постоянному стремлению к общественной пользе, Николай 1 ый признал за лучшее средство отдать навсегда Грузинскую волость и всю принадлежащую к ней движимость в полное и нераздельное владение Новгородскому кадетскому корпусу, получившему с тех пор название Аракчеевского (позднее находившемуся в Нижнем Новгороде) с тем, чтобы он обращал доходы, получаемые с имения, на воспитание благородного юношества и принял имя и герб завещателя.
Само название хунны появляется из Китайских источников в конце 3 века до нашей эры. В 206 г.д.н.э. глава хуннов шаньюй Модэ подчинил множество кочевых племён казахских степей, в том числе усуней, дунху и часть Китая, создав союз племен. В 209 г. д. н.э.был решающим для хуннского народа, объединив 24 хуннских рода, и благодаря уму и энергии Модэ, из союза племен государство превратилось в державу. В результате, владея большой территорией, он, путем реформирования укрепил своё государство. Модэ смог создать такую империю, которой платили дань китайские императоры. Но платить прямую дань китайцы категорически отказывались, считая это унизительным, они посылали подарки для шаньюя. Модэ умер в 174г., достигнув величия о котором даже не мог помышлять в начале своей жизни. Смерть шаньюя внесла свои коррективы в существование государства. Китай объявил войну хуннам и в результате проиграл её. Но империя созданная Модэ просуществовала более 500 лет.
Однако в 59 г.до н.э. начались междоусобные войны за власть. В 47 году до нашей эры государство хунну распалось на 2 части - Северные Хунну и Южные Хунну. Государство южных хунну остались на своей земле,их возглавил шаньюй Хуханье.
Правитель cеверных хунну - шаньюй Чжичжи основал свою резиденцию у озера Кыргыз Нур. Оттуда он совершал свои набеги на соседние племена , в том числе и на усуней. Китай находился во враждебных отношениях с Чжичжи после убийства им посла и китайского чиновника. Тесненные Китаем Северные хунны перешли Тянь-Шань, и это была первая волна переселения их на территорию Казахстана и Центральной Азии.
Создав в своём государстве военную демократию, шаньюй Чжичжи неоднократно предпринимал попытки воссоединить государства в единое целое, но эти попытки не увенчались успехом. Ведь с момента раскола южане и северяне стали заклятыми врагами. Их войны между собой были более жестокими
Вторая волна переселения выпадает на период 1-го века нашей эры(93 год). Хунны, снова теснимые китайцами, отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимые хуннами, вынуждены были переселяться дальше. Это передвижение этнических масс заняло более 300 лет. И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе под именем – гунны. С переселением хуннов связывают изменение антропологического облика современных казахов и других народностей, населяющих Казахстан.
Общественное устройство.
В этом обществе сильны были традиции и обычаи. Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чины в государстве принадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3. На ступень ниже - советники, состоявшие из числа ближайших родственников. Потом – военачальники (темники), их было 24, и должности эти занимали князья, им починялись военные вожди, по наследству эта должность не передавалась, а была выборной, на этот пост назначались исключительно по Темники в свою очередь назначали тысячников, сотников и десятников. Государство хуннов основано на военно-административных принципах, хотя и сохраняло черты патриархально-родовых отношений. Его основу составляли передвижная и подвижная конница. Шаньюй полностью распоряжался территорией, назначал войны, был верховным судьёй, жрецом. Управлял государством при своих наместников, которых так-же назначал себе
Всё мужское население обязано было проходить военную службу. Рядовой хунн, если он родился мужчиной, обязан был быть только воином, и никем другим. Вознаграждения за службу не полагалось, воин мог получить добычу, только убив врага. Основным оружием у хуннского воина был лук. Дисциплина у хунну была железной. За любое перемещение без приказа шаньюя каралось смертью. За невыполнение приказа шаньюя, даже если оно было бессмысленным, воин мог расстаться со своей жизнью. Известнен случай, когда Модэ, воспитывая своих воинов, навел стрелу на своего любимого коня и выстрелил в него, так-же должны были последовать и остальные, те, кто не смог выстрелить, были казнены. Потом он выстрелил в свою любимую жену, его примеру последовала большая часть, остальные, не выполнившие приказа, потеряли головы. Всё это говорит о той железной дисциплине царившей в войсках Модэ.
Это общество имело собственную систему обычного права, китайцы отмечают что «законы их легки и удобоисполнимы» За мелкие правонарушения делались порезы на лице, кража влекла за собой конфискацию имущества не только самого вора, но и его семейства. За более важные, в том числе и государственной важности, преступления влекли за собой смерть. Однако китайцы отмечают, что суд никогда не длился больше 10 дней, и число содержащихся под стражей не превышало нескольких десятков человек. Круговая порука рода принималась как обязательное условие. Это видно из того, как за преступление совершенное одним членом, несла ответственность вся семья. Распространена была экзогамия (жен брали только из чужого рода)
Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н. э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н. э. Усунь распалась на две части. Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н. э. , когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т. п. Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н. э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились. Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н. э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н. э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу. Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н. э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу - город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н. э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н. э. ) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н. э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н. э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником. Во II в. н. э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа.
С детства угрюмый и необщительный, оставался таким и в продолжение всей жизни. При недюжинном уме и бескорыстии он умел помнить и добро, когда-либо кем ему сделанное. Кроме угождения воле монаршей и исполнения требований службы, он ничем не стеснялся. Суровость его нередко вырождалась в жестокость, и время его почти безграничного владычества (последние годы, первой четверти 19 века) было своего рода террором, так как все трепетали перед ним. Вообще, память по себе он оставил недобрую, хотя любил строгий порядок и был расчётлив. Ещё в 1816 имп. Александр I утвердил духовное завещание Аракчеева, поручив хранение завещания Правительствующему сенату. Завещателю предоставлено было избрать наследника, но Аракчеев не исполнил этого; в распоряжениях же Аракчеева было сказано следующее: «ежели бы дни его прекратились прежде избрания им достойного наследника, то сие избрание предоставляет он Государю Императору». Вследствие такой воли графа, желая, с одной стороны, упрочить нераздельное владение имением покойного и благосостояние крестьян его, а с другой — сохранить имя Аракчеева таким который бы соответствовал его постоянному стремлению к общественной пользе, Николай 1 ый признал за лучшее средство отдать навсегда Грузинскую волость и всю принадлежащую к ней движимость в полное и нераздельное владение Новгородскому кадетскому корпусу, получившему с тех пор название Аракчеевского (позднее находившемуся в Нижнем Новгороде) с тем, чтобы он обращал доходы, получаемые с имения, на воспитание благородного юношества и принял имя и герб завещателя.