В Средние века деревни были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ. Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев. В таких случаях они должны были отдать свои наделы феодалу-защитнику и оказывались в полной зависимости от него. Крестьяне, которые были официально свободны, но не имели прав на владение землей, назывались земельно зависимыми. Во Франции, Англии, Италии и Западной Германии их называли вилланами. Крестьяне лично зависимые были самыми бесправными. В Испании их называли ременсами, во Франции – сервами. А в Англии даже вилланы не имели права покидать своего господина ни при каких обстоятельствах.
Кроме налогов, крестьяне платили своему сеньору за пользование его мельницей, печью, виноградным прессом и прочими при которых не было в хозяйстве крестьян. Чаще всего крестьяне отдавали за это часть своей продукции: зерно, вино, мед и т.д. Чтобы получить свободу (это стало возможным в XII – XIII вв.), крестьяне могли заплатить большой выкуп, но земля по-прежнему оставалась во владении феодала.
Крестьяне жили в маленьких домиках, крытых камышом или соломой. Дым от очага клубился прямо в жилом помещении, стены которого были вечно черные от сажи. Окон или вовсе не было, а если и были, то очень маленькие и без стекол, так как стекло было слишком дорогим для бедного крестьянина. В холодную пору эти отверстия просто затыкали какими-нибудь тряпками. Зимой часто даже свою немногочисленную скотину крестьяне держали у себя в жилище. Темно, тесно, дымно было в домах средневековых крестьян. Зимними вечерами при тусклом свете лучины (свечи стоили дорого) крестьянин что-нибудь мастерил или ремонтировал, его жена шила, ткала, пряла. Еда в доме была скудной и однообразной: лепешки, похлебки, каши, овощи. Хлеба часто не хватало до нового урожая. Чтобы не пользоваться мельницей феодала (ведь за это надо платить), крестьяне просто толкли зерно в долбленной деревянной посудине – получалось нечто вроде муки. А весной снова пахать, сеять, оберегать поля. И молиться, молиться истово, чтобы не случились заморозки на всходы, чтобы не было засухи, пожара или другой беды. Чтобы чума и мор не пришли в деревню, чтобы и в этом году не случилось очередного военного похода, для участия в котором могли забрать сыновей. Бог милостив, хотя на все воля Его святая.
ападная Сибирь – это западная часть всей территории Сибири и расположена между Уральскими горами на Западе и рекой Енисеем на Востоке. Площадь её составляет 2,8 млн км2. Большая часть Западной Сибири занимает западно-сибирская равнина, с отчётливо выраженным природными зонами –от тундры на севере до степей на юге. На юго-востоке раскинулись горы Алтая, Саланды и Кузнецкого Алатау. В начале 1 тысячелетия нашей эры на территории Западной Сибири расселились степные кочевники – угры, а затем самодийские племена. Расселение этих народностей было, в основном было на границе южной тайги и лесостепной зоны Западной Сибири от Среднего Урала до Прииртышья.
В результате длительного, но естественного процесса смешения их с местными племенами образовались новые сибирские народности – ханты, манси, ненцы, селькупы. Таким образом, этническое имя угры становиться родственным народностям проживающих в Зауралье. В 8 – 9 веках отдельные группы хантов, манси и ненцев стали продвигаться к северным районам и оседать там, в районы граничающие к северным морям и стали называться «Югрой». Другая часть этих народностей, по каким-то причинам начала движение к западу, достигла берегов реки Дунай и осела там и стала называться уграми (впоследствии мадьярами). Ещё, когда формирование зауральских народностей не закончилось, в этот процесс вмешивается другая народность, племена северного народа хунну. Кочевые орды Жужаней теснили этот народ и он вынужден был двигаться по степному коридору на запад ища новые места для проживания. В 93г. н.э. они достигли степных районов Западной Сибири.
Часть народа хунну осела в этом районе, а другая продолжила своё движение на Запад приняв в свои ряды и часть народа угров. Вторая волна движения хуннов происходит приблизительно в 155 г. н.э. и тоже останавливается здесь же, происходит неизбежное смешение сибирских племён с хуннами. Хунны не пожелавшие остаться в Сибири, двинулась дальше по степному коридору и в конце концов остановили своё движение, на территории между рекой Волгой и Уральским хребтом. Уже в 4 веке смешавшись с местным населением, сарматами и уграми, частично утратив свою культуру и язык, приняв новое название «гунны» двинулось дальше на Запад, покорять Европу. Их движение вызвало ужас населения, по территории которых шёл этот народ и породило явление, которое мы называем «Великим переселением народов».
В 6 – 9 веках смешанное сибирское население с хуннами проходит ещё одну стадию смешения с новыми пришельцами – алтайскими и центрально-казахстанскими тюрками. Тюрки – одно из бывших хуннских племён – ашина – попавшее под власть Жужаней и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай. На Алтае сложился союз этого племени с местными племенами и получил название «тюрк». Один из правителей этого союза создал из него государство, получившего название Тюрский каганат. Вскоре Тюрский каганат распространил своё влияние на многие народы Евроазии и достиг огромных размеров, положив начало так называемой тюрской группы народностей и языковой группы. В 13 веке уже сформировавшаяся этническая группа народностей Западной Сибири опять изменяется, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами.
Тюрки-кипчаки населяли степи Восточной Европы, это те же тюрки (этнически те же), но различные по культуре и роду занятий, заселили пространства юга Западной Сибири, где несмотря на суровость климата, она мало чем отличалась от степей Украины. Кочевать по такой степи можно – это главное, что привлекало кочевников-тюрков. Затем под влиянием самих татаро-монголов, прокатившихся лавиной по южной Сибири и частично там осевших народов, входивших в состав монгольского войска, к 15 веку формируется новая этническая группа – тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами. Таким образом на территории Западной сибири стали проживать ближе к северу этнические группы народностей хантов, манси, ненцев и селькупов, занимающихся пушным промыслом и их территория стала называться « югорской землёй», а в южной части кочевники-скотоводы – сибирскими татарами.
Консерваторы были против «всесословности» и в реформе государственного управления видели попытку «оттолкнуть» в дворянство, которое, как они утверждали, «остается органической связью между престолом и народом». Оно должно оставаться господствующим сословием. Эта мысль очень четко прозвучала в речи Александра III на коронации. Обращаясь к волостным старшинам, он сказал: «следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделе земли, и тому подобное». Что касается положения крестьянства, то с точки зрения консерваторов «никакое земельное устройство, никакое обеспечение наделом не в состоянии помешать тому естественному ходу развития, в силу которого одни крепнут и богатеют, а другие обречены на экономический застой, приводящий мало-помалу, к обезземеливанию даже при неотчуждаемости наделов». Их пугали любые планы, нарушавшие существовавшее землеустройство, они предпочитали пустить дело на самотек, но это означало не трогать помещиков.
В то же время консерваторы понимали, что остановить прогрессировавшее падение дворянства можно было лишь принудительными мерами. К этому было направлено и дворянское законодательство, усилившее роль дворянства в управлении делами государства и общества, и аграрное законодательство, носившее антикрестьянский, продворянский характер, что хорошо видно, в частности, в законах о земстве.
Министр внутренних дел Д.А. Толстой приступил к подготовке изменений положения о земских органах, видел их недостаток прежде всего в том, что они являлись органами, выбираемыми на «бессословном основании». Стремление сохранить дворянское землевладение и сословный характер монархии отразилось на создании и деятельности Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Крестьянский поземельный банк был учрежден в 1882 г. Формально он должен был крестьянам в покупке земли, фактически, как писало проправительственное «Новое время», он был в то же время и банком помещичьим, так как при его посредстве помещики продавали те земли, которые могли обработать. Создание Крестьянского банка, утверждала газета «Дело», «не меняет уверенности, что скоро наступит дворянская эра». Удержать купленную землю крестьянину было не под силу, поскольку цена ее была слишком высока. В итоге число малоземельных помещиков уменьшилось.
Вскоре, в 1885 г. для поддержки помещиков был создан Дворянский поземельный банк. В него могли закладываться только земли под относительно небольшие проценты. Если Дворянский банк давал своим клиентам кредит за 4,5% годовых, то Крестьянский взимал 6,5%. К 1886 г. первый выдал ссуд на 69 млн руб., второй - только на 11 млн. Дворянство в это время составляло 1,2% населения и сельские сословия — 81,5%. Предложения министра финансов Н.Х. Бунге о создании «всесословного» банковского кредита было категорически отвергнуто. Сам Бунге, который видел в дворянстве «сословие вымирающее» и делал ставку на буржуазию, под давлением Д.А. Толстого был заменен И.А. Вышнеградским. Это, однако, не означало крутого поворота в финансовой политике, поскольку новый министр был представителем «новой бюрократии», связанной с буржуазией.