Олимп. Тут все самые главные боги: могучий Зевс-громовержец, его коварная жена богиня-покровительница брака Гера, красавец и певец Аполлон-стреловержец, повелитель морей Посейдон, воин Арес, богиня красоты и любви Афродита и мудрая Афина.
Тут же и внебрачный сын Зевса Геракл — полубог-получеловек. Соскучившись по Земле, он отпрашивается на неё у Зевса до восхода солнца. Его сопровождает орёл — хитрый и вкрадчивый чинопочитатель, тот самый, который когда-то клевал Прометея и от которого того Геракл. На Земле Геракл попадает в храм, посвящённый ему и его двенадцати подвигам. Там он вспоминает о некоторых из них, а именно о яблоках Гесперид и титана Прометея.
Наступило утро, и Гераклу пора возвращаться на Олимп. Но обернувшись, он замечает чудовищ, когда-то побеждённых, а теперь появившихся вновь: Гидру (фашизм), Стимфалийских птиц (самолёты-бомбардировщики), а также видит мученика в цепях (негр, которого хлыстом избивает солдат). Не выдержав, Геракл решает остаться на Земле. И как орёл ни пытался его уговорить вернуться на Олимп, Геракл непреклонен — став богом, он всё равно остался человеком.
Положительным последствием реформаторских движений было пробуждение интереса к родному язы-
131
ку. Был осуществлен перевод Святого Письма на украинский язык (1561 г.), основаны типографии (1578 г.), откуда в мир выходили православные книги.
Реформационное движение в Западной Европе вызвало негативную реакцию католической Церкви, которая начала против него беспощадную борьбу.
Еще в 1540 году был основан Орден иезуитов, который сконцентрировал значительные интеллектуальные силы и взял в свои руки дело воспитания молодежи.
В 1564 году король Сигизмунд II Август пригласил иезуитов в Польшу. Одержав победу над протестантами, иезуиты сосредоточились на критике схизматов, которыми они называли православных.Вскоре, после 1569 года, они устремились в Украину, основывая свои коллегии во Львове, Камянце, Луцке, Виннице, Киеве.Активно действовали иезуиты на политическом поприще. Они создали теорию единства государства и католической церкви, где обосновали идею польского мессианизма, которую, прежде всего, должен был принять украинский народ. К этому необходимо добавить унизительное положение православных, лишение их права занимать высшие должности, лишение православных священников права заседать в Сенате вместе с католическими епископами, лишение права проводить церковные обряды по православному образцу и т.д. Все это негативно сказалось на положении православной Церкви.
Украинская знать, которая не хотела расставаться со своим социальным статусом, стала отказываться от православной веры. За короткое время в католическую веру перешли Заславские, Вишневецкие, Слуцкие, Масальские, Чарторийские, Коропинские, Сангуш-ки и др. Только считанные роды украинских магнатов оставались преданными старой вере. Давние традиции доминировали среди мелкой украинской шляхты, но политически и экономически эта социальная группа была весьма слабой, чтобы остановить