Ге́нрих VIII Тюдо́р (англ. Henry VIII; 28 июня 1491, Гринвич — 28 января 1547, Лондон) — король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров. С согласия Римской католической церкви, английские короли именовались также «Повелителями Ирландии», однако в 1541 году, по требованию отлучённого от католической церкви Генриха VIII, ирландский парламент наделил его титулом «Король Ирландии».
Образованный и одарённый, Генрих правил как представитель европейского абсолютизма, к концу царствования жёстко преследовал своих действительных и мнимых политических оппонентов. В поздние годы страдал от ожирения и других проблем со здоровьем.
Генрих VIII больше всего известен Английской Реформацией, что сделало Англию в большинстве своем протестантской нацией; и необычным для христианина числом браков — всего у короля было шесть жён, из которых с двумя он развёлся, а двух казнил по обвинению в измене. Король стремился произвести на свет наследника мужского пола для консолидации власти династии Тюдоров. Развод Генриха VIII с его первой супругой, Екатериной Арагонской, повлек за собой отлучение короля от католической церкви и ряд церковных реформ в Англии, когда англиканская церковь отделилась от римской католической. Кроме того, постоянная смена жён и фавориток короля и церковная реформация оказались серьёзной ареной для политической борьбы и привели к ряду казней политических деятелей, среди которых был, например, Томас Мор.
Год Куликовой битвы: 1380 г.
На рассвете 8 сентября 1380 года русский монах Александр Пересвет и монгольский воин Челубей по традиции сошлись в битве один на один. Бой не принес победу ни одному из них — смертельно ранив друг друга копьями, оба воина пали. И тогда монгольское войско и дружина Дмитрия Донского, благословленная Сергием Радонежским, начали битву.
Засадный полк.Хотя русские войска сражались храбро, по численности монголы значительно их превосходили. Уже начинало казаться, что Мамай одержит победу в этом бою — но Дмитрий Донской полагался не только на мужество своих воинов, но и на хитрую тактику.
В засаде был оставлен полк из более десяти тысяч воинов под командованием Дмитрия Боброка. В самый тяжелый момент сражения конница неожиданно вылетела из леса. Решив, что это подоспели к полю битвы основные силы русских, монголы обратились в бегство.
После этого боя князь Дмитрий Иванович и получил прозвище, под которым вошел в историю — «Донской» (Куликовское поле находится неподалёку от реки Дон).
Итоги и историческое значение Куликовской битвы.Несмотря на то, что татаро-монгольское иго продержалось на Руси еще ровно сто лет, Куликовская битва имела огромное значение для народа. После нее стало понятно, что Золотая Орда не является непобедимой, что ее можно сломить, и что обретение Русью свободы — только вопрос времени.
Стоит отметить, что сама битва на Куликовом поле произошла 8 по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально День воинской славы отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. При назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней. Прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих нестыковок в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября. Сегодня мы рассмотримКуликовскую битву основные события в свете мифа о «монгольском» иге
Кризис Ордынской империи. Противостояние Мамая и ДмитрияВ период, который предшествовал Куликовской битве, Ордынская империя находилась в стадии разрушения. На Руси это время назвали « Великая замятня ». За два десятка лет в Орде сменилось 25 ханов. Династический кризис, вызванный внутриэлитарной борьбой политическому и военному ослаблению Орды. Было обычным делом, что в Орде было сразу два царя, а временами и более. В Орде самым могущественным человеком стал не принадлежавший к царскому роду (Чингизиды) вельможа Мамай . Цари при нем превратились в марионеток, которых Мамай менял по своему усмотрению.
На Руси такая ситуация осознавалась очень четко. Хан, от лица которого правил Мамай, мог быть пренебрежительно назван «Мамаевым царем», прямо говорилось, что Мамай « у себе въ Ордe посадилъ царя другаго ». Полновластие темника особо подчеркнуто в следующих летописных характеристиках: «... царь ихъ не владеяше ничимъ же, но всяко старьишинство держаше Мамай»; « Некоему убо у них худу цесарюющу, но все деющу у них князю Мамаю ». Отмечалось, что темник Мамай « многих царей и князей избил и поставил себе царя по своей воле».
Таким образом, к 1374 г . уже более десятилетия государственное устройство Орды находилось в кризисном состоянии: цари чаще всего реальной властью не обладали, она принадлежала
Правление Генриха VIII Тюдора
Генрих VIII, несомненно, является одним из наиболее колоритных правителей во всей истории Англии: его биография в первую очередь отмечена крайне бурной семейной историей; но помимо этого, этот монарх оставил очень яркий отпечаток в истории своей страны и всей Европы и определил направление, по которой далее развивалась Англия и ее отношения с континентальными державами.Он правил страной, которая переносила процесс развала традиционного аграрного мироустройства и кардинальной ее перестройки. Но, впрочем, Генрих VIII в силу разных, главным образом, матримониальных, причин внес и свой неповторимый и неизгладимый вклад в переустройстве Англии и пересмотра ее статуса в мире. К концу правления Генриха VIII выступают черты будущей Англии и Британской империи – протестантской индустриальной державы, содержащей мощный флот и опирающейся в основном на средний класс, где главенствующей религией является протестантизм. Какова была лепта самого короля в этом – вот на этот вопрос нам и предстоит ответить.С Генрихом VIII многие его подданные связывали большие надежды, когда он вступал на трон, - обстоятельство, которое объясняется не только крайне мрачной атмосферой, которая характеризовала правление его отца, Генриха VII. Сам молодой монарх подавал большие надежды, т.к. имел незаурядные качества: в молодости он был не только вполне привлекателен внешне, он был превосходно образован, получил образцовое воспитание для тех времен, и, несомненно, очень умен. Он был отличным наездником и неутомимым охотником, говорил свободно на трех иностранных языках, играл на всех существовавших тогда музыкальных инструментах и даже сам сочинял песни, проявлял интерес как к теологическим спорам, так и к кораблестроению. Современники не раз писали о необыкновенном такте и уме Генриха как собеседника: он умел выслушивать каждого так, как будто тот самый интересный собеседник на свете – качество, крайне редко встречающееся у монарха. Он с пылом произносил речи в парламенте и работал всегда в тесной сцепке с ним, обладал отличным политическим чутьем и был неплохим дипломатом.Менее привлекательные черты Генриха - его безжалостность, привычка впадать в безудержную ярость, беспринципность, склонность к тиранству и эгоцентризму, мегаломания и жестокость – стали очевидны много позже. В какой-то степени они являлись оборотной стороной медали, в какой-то возникли из-за отсутствия реальной оппозиции королю – хотя немало людей рассматривали безудержную одержимость Генриха как проявление психической болезни. Генрих приближал к себе очень талантливых и иногда достаточно беспринципных людей, которыми он, не задумываясь, жертвовал во имя достижения каких-нибудь целей или из которых делал козла отпущения: его ближайшими были двое, Вулси и Кромвель – оба получили почти неограниченную власть благодаря королю и оба пали из-за того, что не смогли до конца выполнить все желания короля.