Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана, принятая в 1206 г. («яса» - приказ, закон). Она представляла собой свод законов и уставов, составленный на основе обычного права по распоряжению основателя монгольской империи Чингисхана в качестве назидания его преемникам. Яса состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. К сожалению, она не дошла до нашего времени в подлинном списке, и известна лишь в отрывках или в сокращенном изложении. Нет возможности установить первоначальный порядок отделов и статей подлинной Ясы и таким образом судить о размахе правовой мысли ее творцов. Как утверждают специалисты, в позднейшие периоды Яса была дополнена нормами шариата.
Великая Яса Чингисхана заключала в себе постановления и нормы, относящиеся, прежде всего, к уголовному и административному праву. Но в ней содержались также нормы, относящиеся к международному, государственному семейному, наследственному и судебному праву.
Ясой утверждалось, что верховная власть сосредоточена в лице хана, а ных им кочевых н у
Территория современного мордовского края стала осваиваться человеком, по всей видимости, в палеолите – древнем каменном веке, когда была заселена западная часть Среднего Поволжья. Однако наиболее ранние поселения в регионе относятся к мезолиту – среднему каменному веку (IX – VI тыс. до н. э.). Этим временем датируются стоянки людей на берегах рек и озер у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского района. Их хозяйство носило присваивающий характер и было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве. Климатические условия после отступления ледника приближались к современным.
Временем расцвета первобытного общества стал неолит – новый каменный век, датируемый в лесной и лесостепной зонах европейской части России V – первой половиной III тыс. до н. э. В это время появляются глиняная посуда, шлифование и сверление камня, возникает ткачество. До уровня мастерства доводится производство каменных орудий: топоров, наконечников копий и стрел, долот и т.п. Однако хозяйство остается присваивающим, основанным на рыболовстве и охоте. На территории Мордовии стоянки неолитических людей обнаружены по берегам рек Алатыря, Вада, Мокши (имеркские, каргашинские, машкинские и др.). Они относятся к волго-камской культуре (Волгапинское, имеркские поселения), которую некоторые исследователи (О. Н. Бадер, А. Х. Халиков) относят к древним финно-уграм. Кроме того, зафиксированы стоянки балахнинской культуры (Андреевское и имеркские поселения), которая входила в общность культур ямочно-гребенчатой керамики.
Закон о вольных хлебопашцах в России - закон от 20 февраля 1803 г. , в соответствии с которым помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями, с обязательным наделом землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г. их стали называть государственными крестьянами. Эти крестьяне стали основой в освоении просторов и ресурсов Сибири.
К середине XIX в. на основании этого указа было освобождено около 150 тыс. крестьян мужского пола, но результаты этого указа, действовавшего на протяжении более чем 50 лет, были невелики.
Вольные хлебопашцы при крепостном праве не избавлялись от рекрутской повинности.
С отменой крепостного права понятия «однодворец» и «вольный хлебопашец» , как и «вольноотпущенник» , навсегда ушли в