1. Ярость норманнов. В IX веке по всей Европе священники возносили молитвы: «Господи, защити нас от ярости норманнов!»
Норманны — это древние скандинавы, предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Норманнами — «северными людьми» — их называли жители Западной Европы, на Руси они были известны как варяги.
Скандинавия отличается довольно суровым климатом. Земель, удобных для обработки, мало, поэтому огромную роль в жизни скандинавов играло море. Море давало пищу, море было дорогой, позволяющей быстро попасть в другие страны.
В VIII—X веках в Скандинавии усиливалось влияние вождей, образовывались сильные дружины, стремившиеся к славе и добыче. И как следствие — нападения, завоевания и переселение на новые земли. Смельчаков, отважившихся рисковать жизнью в дальних плаваниях и грабежах, в Скандинавии называли викингами.
С конца VIII века и в течение почти трёх веков нападения норманнов следовали одно за другим. Они опустошали побережье, по рекам проникали далеко в глубь любой страны, разоряли Лондон, Париж, Ахен... Их нападения бывали столь внезапны, что к тому времени, как против них выступало войско местного правителя, они успевали отплыть назад с богатой добычей, оставив за собой дымящиеся развалины. Там же, где норманны не рассчитывали на лёгкую победу, они проявляли осторожность: отложив мечи в сторону, выдавали себя за купцов и начинали с выгодой заниматься торговлей.
Со временем норманны стали захватывать прибрежные районы других стран и основывать там свои государства. Так было в Шотландии, Ирландии, Англии. В X веке французский король вынужден был уступить норманнам обширные земли на севере страны. Так возникло герцогство Нормандия. Осевшие там скандинавы приняли христианство, переняли местный язык и обычаи.
Норманны были лучшими мореходами своего времени. Их быстроходные корабли легко передвигались по узким рекам, но выдерживали и океанские штормы. Ещё в конце IX века норманны открыли остров, названный ими Исландией - «страной льда», и начали его заселять. В X веке исландец Эйрик Рыжий обнаружил большую землю к северо-западу от Исландии, которую назвал Гренландией - «зелёной страной». Около 1000 года сын Эйрика Рыжего Лейв по прозвищу Счастливый достиг побережья Северной Америки. Лейв и его спутники назвали эту страну Вйнланд - «страна винограда». Они оказались первыми европейцами, которые за 500 лет до Колумба побывали в Новом Свете. Уже в наше время археологи раскопали поселение норманнов на острове Ньюфаундленд. Правда, надолго закрепиться в Америке норманнам не удалось. Рассказы о стране Вйнланд передавались из поколения в поколение, но за пределами Скандинавии о ней так никто и не узнал.
Для тех, чьи земли разоряли норманны, они были варварами-язычниками, разрушавшими христианскую
.
К началу XIII века Русь состояла из полутора десятков княжеств или, по летописной терминологии, «земель», в большинстве из которых шёл интенсивный процесс образования более мелких удельных княжеств. В то же время сами земли пока сохраняли территориальную стабильность, и среди них вызревало несколько потенциальных центров объединения.
Номинальной столицей Руси продолжал оставаться Киев. Киевское княжество рассматривалось как общее владение княжеского рода, и право на получение столов в нём (т. н. «причастие») имели все главные ветви Рюриковичей. Подобная ситуация была характерна и для Новгорода. Он тоже не имел собственной династии и приглашал к себе князей из разных земель, при этом серьёзно ограничивая их в правах. Наличие нескольких «общерусских» столов служило важным объединяющим фактором, поскольку борьба за них приводила к переплетению интересов всех русских земель.
Наиболее часто занимали киевский престол представители смоленских Ростиславичей и черниговских Ольговичей. При этом в Киев переходил старший представитель линии, оставляя соответственно Смоленск или Чернигов второму по старшинству. Также они эпизодически владели Новгородом, Галичем и Переяславлем, но это не вылилось в образование новых государственных форм. Киевское княжество с середины XII века (после княжения Изяслава Мстиславича) перестало быть опорным пунктом для общерусского влияния князей, ведших более широкую политику[3]. Параллельно возникли новые центры: на северо-востоке Руси — Владимир, ставший столицей Ростово-Суздальской земли (с 1157), и на юго-западе — Галич, ставший столицей Перемышльско-Теребовльской земли (с 1140). Князья этих земель достигли высокой внутренней территориальной концентрации и стали влиять на занятие киевского престола другими князьями, не претендуя на него лично. В середине 1170-х годов во Владимиро-Суздальском княжестве великокняжеская власть при поддержке формирующегося дворянства и ремесленных городов одержала победу над боярством, аналогичные изменения произошли в Галиче в ходе войны 1205—1245 годов. При этом Галицкое княжество было объединено с Волынским в 1199 году. В Галицко-Волынском княжестве происходила ликвидация удельных княжеств с предоставлением князьям земель на правах подручников.