качинцы (хааш, хаас) — упоминаются в русских источниках впервые с 1608 года, когда служилые люди в землю управляемую князем Тюлькой;койбалы (хойбал) — помимо тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, общавшиеся на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;сагайцы (сағай) —упоминаются впервые в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее также выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, расположенная в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия; К хакасскому этносу по культурным и языковым признакам близки телеуты, теленгиты, чулымцы, шорцы.
Соседская община - следующая формация после родовой. если в родовой общине, её члены были связаны кровными узами. глава - отец, а раньше мать. дети, племянники, и т. д. ; то во время скитаний (кочевий) к ним прибивались люди, уже не стоящие в родстве. и, наоборот, кто-то отставал, кто-то уходил в другие общины. так формировалась соседская община. они ещё вместе охотились, вместе обрабатывали примитивные поля. но, это уже была не родня. выделялся вожак (вождь, конунг, и тд) его ближайшее окружение (дружина, не обязательно родня) . так и началось расслоение на классы. кто-то не вернулся с охоты. вождь давал еду, но заставлял её отрабатывать. кто-то погиб н стычке с другим племенем, а кто-то наоборот. разжился классными орудиями или мехами. он уже не обязан был делиться. вот так и рушились родовые связи, и соседская община стала предтечей возникновения классового общества