Жұмысшы Табы, пролетариат – индустриялық қоғамның әлеуметтік тобы, ол көбінесе, дене еңбегімен айналысатын жалдамалы адамдарды қамтиды. 19 ғасырдың орта шенінен бастап Еуропада өнеркәсіптік пролетариат пайда болды, Жұмыс табының кәсіподақтары мен саяси партиялары, халықар. бірлестіктері қалыптасты. 20 ғасырдың 2-жартысынан бастап дамыған индустриялы елдерде ғылыми-техникалық прогреске, қызмет көрсету саласының ұлғаюына, т.б. байланысты Жұмыс табының саны біршама азайды (белсенді халықтың 50%-нан кем), Жұмыс табының тұрмыс деңгейі, мәдени дамуы, т.б. бойынша басқа әлеум. топтармен ара жігі жойылды; түрлі әлеуметтік-кәсіптік жіктерді қамтитын Жұмыс табының өзінің де құрамы өзгерді. КСРО-да, басқа да бұрынғы социолистік елдерде Жұмыс табы. қоғамның гегемоны, басқарушы күші деп жарияланды, бірақ тоталитарлық жүйе жағдайында ол өз мүдделерін білдіру және қорғау мүмкіндігінен мүлдем айырылды.[1]
Сілтеме
Хан Абулхаир (1693 - 12 августа 1748 г.) - военачальник, хан Младшего жуза (1710–1748), потомок Чингизида Осека.
В 1715 году после смерти Тауке-хана он попытался стать главой трех жузов. Однако, согласно представлениям о правопреемстве, сын Тауке Болат был объявлен Верховным ханом. Во время военных походов против джунгарской армии Абулхаир доказал, что он был талантливым полководцем и организатором национального сопротивления противнику. За короткий период времени ему удалось заручиться поддержкой сильных и влиятельных батыров младшего и среднего жузов, в том числе Букенбая, Есета и Жаныбека.
Он был самым надежным ханом в Казахстане. Во время ойратско-казахской войны 1723-1729 годов Абулхаир значительно расширил свое политическое влияние на территории Казахстана и стремился к ведущей роли в военно-политической жизни казахских племен.
В 1726 году на всенародном собрании в месте под названием Ордабасы Абулхаир был избран руководителем казахстанских ополченцев. Лидерский потенциал Абулхаира проявился в победоносных сражениях с джунгарами на реке Буланты (1728 г.) и в районе Аниракай (1729 г.).
В 1730-1731 годах фактический социальный статус Абулхаира в казахских жузах был приравнен к званию "Верховного хана". В конце 1720-х - начале 1730-х годов Абулхаир был наиболее значимой политической фигурой среди других ханов и султанов.
Как и его выдающиеся предшественники, Абулхаир также столкнулся с традиционной альтернативой потерять свою реальную власть, полученную в кровавых битвах, или бороться, чтобы усилить ее. Как и в случае с другими ханами, он решил следовать второму варианту.
В 1726 и 1730 годах от имени старейшин младшего жуза Абулхаир-хан обратился к российскому правительству с предоставить казахам из младшего жуза покровительство. В 1730 году послал свои посольства в Санкт-Петербург к императрице Анне Иоанновне. В 1731 году посольство Российской комиссии иностранных дел во главе с А. И. Тевкелевым прибыло в казахскую степь из Санкт-Петербурга.
В октябре 1731 года Абулхаир принял покровительство России. Абулхаир был обязан защищать торговые караваны, оказывать военную российскому правительству и платить ясак - мех и шкуры. Вместо этого он попросил построить крепость в устье реки Ор и обеспечить ему и его потомкам право носить титул хана и защитить его от нападений башкир, калмыков и яикских казаков.
Посредством запланированных реформ Абулхаир должен был создать государственную систему, которая могла бы обеспечить высокий уровень управляемости кочевого населения правящим монархом и общества эффективно противостоять военной агрессии сильных соседей. Царское правительство не выполнило своих обязательств перед казахским ханом.
Казахи не получали никакой военной от российского правительства в борьбе с джунгарами. Город Оренбург, построенный по Абулхаира, стал центром колонизации казахских степей, используемых царской администрацией. Лидеры казачества считали эту территорию российской собственностью и строили там крепости и другие военные сооружения, не обращая внимания на интересы коренного населения.
Царское правительство узурпировало право назначать верховных правителей - ханов. В результате этих действий традиционная система государственного управления была разрушена. Отряды султанов усилили борьбу за власть. Русские подданные продолжали свои атаки на казахские земли. Строительство укрепленной линии на территории Младшего Жуза стало более активным. Военная угроза со стороны Джунгарии возросла. В 1741 году джунгарские части вновь атаковали казахские земли. В 1748 году Абулхаир был убит султаном Бараком.
Объяснение:
после завоевания долины ганга пришедшими с инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало- образовалась каста «шудр». слово «шудра» происходит не от санскритского корня. оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. по роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на инде.вайшьи, земледельцы и пастухи древней индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. за делами мира большая часть недавних арийских завоевателей индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.рецы» царя, в стране ганга заменилось новым – брахманы. еще на инде были такие жрецы, – например, васиштха, вишвамитра – о которых народ полагал, что их молитвы и совершаемые ими жертвоприношения имеют силу, и которые поэтому пользовались особенным уважением. выгода всего племени требовала, чтоб их священные песни, их способы совершения обрядов, их учения сохранялись. вернейшим средством к этому было, чтобы наиболее уважаемые жрецы племени передавали свое знание сыновьям или ученикам. так возникли брахманские роды. составляя школы или корпорации, они сохраняли устным преданием молитвы, гимны, священные знания.
сначала у каждого арийского племени был свой брахманский род; например у кошалов – род васиштхи, у ангов – гаутамы. но когда племена, привыкнув жить в мире между собою, соединялись в одно государство, то их жреческие фамилии вступали в товарищество между собой, заимствовали друг у друга молитвы и гимны. вероучения и священные песни разных брахманских школ становились общим достоянием всего товарищества. эти песни и учения, существовавшие сначала только в устном предании, были, после введения письменных знаков, записаны и собраны брахманами. так возникли веды, то есть «знания», сборник священных песен и призываний богов, именуемый ригведой и следующие два сборника жертвенных формул, молитв и богослужебных постановлений, самаведа и яджурведа.